Об эмоциональном интеллекте

Содержание

Секрет успеха – в эмоциональном интеллекте

Об эмоциональном интеллекте

Наверняка каждому доводилось встречать людей, которые умеют почти безошибочно угадать ваши чувства, поддержать нужными словами или умело управлять разговором в зависимости от перемены настроения у собеседников. В таких случаях мы можем говорить о наличии высокоразвитого эмоционального интеллекта, позволяющего владеть своими чувствами и хорошо определять переживания собеседника.

Эмоциональный интеллект подразумевает способность к распознанию чувств и переживаний других людей, пониманию их интересов, управлению эмоциями в процессе выполнения практических задач, а также пониманию и управлению своими эмоциональными переживаниями.

Ключ к успеху – понимание чувств

Исследование эмоционального интеллекта является актуальной проблемой в наши дни. Когда стало понятно, что стандартные тесты интеллекта не могут определенно указать, кто достигнет успеха в будущем, ученые предположили существование феномена, обеспечивающего эффективное взаимодействие и успех в социуме, – эмоционального интеллекта.

После выхода книги Дэниэла Гоулмана «Эмоциональный интеллект», этому феномену стали уделять даже большее значение, чем IQ, – ведь намного приятнее общаться и работать с человеком, который способен понять ваши чувства и корректно на них отреагировать, чем с просто очень умным человеком, не имеющим никаких навыков социального взаимодействия.

Таким образом, развитый эмоциональный интеллект играет важную роль в жизненном успехе человека, построении им отношений и понимании других людей и самого себя. Давайте же попытаемся подробнее рассмотреть суть этого феномена и возможные пути развития эмоционального интеллекта.

Эмоциональное восприятие

Когда-то считалось, что фундамент эмоционального интеллекта составляют две особенности эмоционального восприятия:

1) Точное определение эмоций другого человека по внешним проявлениям (мимике, жестам, позе);

2) Вторичность эмоций и возможность их контроля разумом.

Как выяснилось позднее, эти два утверждения ошибочны – в эпоху активного развития нейробиологии они не выдержали проверку наукой. Начнем с рассмотрения первой особенности – о возможности «чтения» чужих эмоций по выражению лица.

Идея о том, что понять чувства другого человека можно путем изучения его языка тела кажется такой рациональной. Ведь каждый знает, что улыбкой человек выражает радость, хмурый вид – признак печали, а ухмылка выражает презрение.

На самом же деле, нет какого-то одного определенного способа выражения эмоции: улыбка может быть печальной, смех – сопутствовать смущению, а не радости, да и плакать человек может от счастья, а не от горя.

То, как эмоции проявляются в мимике и жестикуляции, зависит от культурных, личностных и ситуативных факторов.

Так, при испытании одной и той же эмоции в разных ситуациях, у человека могут по-разному двигаться мышцы лица, быть разными физиологические показатели (дыхание, давление, потливость и частота сердцебиения), и даже активизироваться разные нейронные сети мозга.

Одним словом, мы можем успешно интерпретировать язык тела другого человека, но никогда нет возможности угадать эмоцию по одной лишь мимике наверняка, – мы можем лишь догадываться о правильности или неправильности сделанных выводов.

Наш мозг все равно будет наделять чужое поведение определенным смыслом, приписывая людям определенные эмоции, но что бы подобная оценка оказалась адекватной, стоит помнить о разнообразии эмоциональных проявлений и привязанности способа выражения чувств к ситуационным условиям.

Далее, рассмотрим второе утверждение касательно эмоционального восприятия: эмоции вторичны относительно мыслей, и потому их можно контролировать посредством разума. Это предположение также оказалось неверным, так как некоторое время назад наука отказалась от идеи о четком разделении эмоциональных и когнитивных процессов.

Эмоции перестали рассматривать как некий коррелят внутреннего импульсивного чудища, которое необходимо дрессировать кнутом холодных рассуждений. Сама эта позиция была развита в рамках устаревшей теории существования триединого мозга.

В ней наш мозг представляется как триединая структура: «рептилоидная», «первобытная» часть мозга обернута эмоциональным слоем, унаследованным человеком от млекопитающих, и все это – «в обертке» чисто человеческого, логичного слоя мозга.

Эта теория была популярной достаточно долго, однако годы нейробиологических исследований показали, что нет определённых зон мозга, отвечающих исключительно за эмоции или мысли. Мозг функционирует целостно: мысли и эмоции запускают активацию целой нейросети, включающую миллиарды нервных клеток.

Таким образом, чтобы лучше понять суть эмоционального интеллекта, следует отречься от образа нашего мозга как поля битвы импульсивной эмоциональной части и контролирующей разумной части мозга и принять утверждение об их неразделимости.

Эмоции и мозг

Попытка изучения эмоционального интеллекта через способность к интерпретации внешних проявлений эмоций и контроля разума над эмоциями оказалась неудачной. Однако более успешной стала тенденция изучения эмоционального восприятия при помощи так называемой «конструкции», – научной гипотезе о работе мозга, согласно которой эмоции и мысли автоматически, бессознательно возникают в мозгу.

Ведь какая, по сути, главная функция мозга? Поддержать организм в жизнеспособном состоянии, выжить в этом мире, полном опасностей. А потому человеческому мозгу пришлось примерить роль гадалки: он должен постоянно предугадывать события на основе полученной информации и сравнивать с полученным ранее опытом.

И, в конце концов, предсказания нашего мозга становятся эмоциями, которые мы испытываем, а также интерпретацией воспринимаемых переживаний других людей. Мозг постоянно получает поток новой информации – запахов, прикосновений, звуков – и на каждый стимул ему надо выработать адекватную реакцию.

Потому он начинает лихорадочно рыться в архивах полученного опыта, – что провоцировало такие ощущения ранее, какая реакция помогла выжить в подобной ситуации, привела ли она к получению удовольствия или к боли, поможет ли такое же поведение в актуальной ситуации и т.д.

А затем мозг запускает поток предсказаний, формируя основу наших переживаний и мыслей.

Следовательно, предсказывающий мозг накапливает гибкий массив разнообразных эмоций, что и способствует успешному функционированию эмоционального интеллекта. Ведь чем большим будет набор вариантов эмоций, тем лучше мозг будет осуществлять подбор чувств под конкретную ситуацию, и тем качественнее будет наша эмоциональная восприимчивость.

Развитие эмоционального интеллекта

Ключом к развитию эмоционального интеллект можно считать так называемую «эмоциональную зернистость» – способность человека констатировать тонкие отличия разных эмоций или разных модальностей одной эмоции.

Так, человек с развитой эмоциональной зернистостью не только успешно определит переживаемую эмоцию (свою или чужую), например, удивление, но и сможет определить «полюс» этой эмоции – удивление, изумление, шок и т.д.

Мозг человека с высокой эмоциональной зернистостью может автоматически компоновать разнообразие эмоций и различать тончайшую разницу между ними, успешно приспосабливать собственные эмоциональные состояния к актуальной ситуации, распознавать чувства других людей.

Развивать же эмоциональную зернистость можно путем увеличения собственного эмоционального словаря и приобретения эмоционального опыта: чем больше слов, обозначающих переживания вы знаете, тем успешнее будет происходить процесс распознания эмоций.

В этом случае, лучшими инструментами развития эмоционального интеллекта будут:

  • Изучение новых слов, обогащение словарного запаса, расширение эмоционального словаря (например, путем чтения художественной литературы, где переживания героев описываться при помощи множества разных слов, обозначающие тонкие перемены чувств);
  • Изучение иностранного языка (в иностранных словарях можно найти большое количество новых слов, обозначающих эмоции, аналогов которых нет в родном языке).

Подобная практика расширения словарного запаса способствует лучшему пониманию эмоций других людей и собственных чувств, расширяет кругозор и помогает приобретать новый опыт.

Источник: https://psyhosoma.com/sekret-uspexa-v-emocionalnom-intellekte/

Понятие эмоционального интеллекта в обществе

Об эмоциональном интеллекте

Результаты же научных исследований показывают, что IQ конкретного человека нимало не коррелирует с проявлением им чувств: эмоции только помогают в принятии рациональных решений. В этой публикации идет речь об эмоциональной составляющей человеческого интеллекта.

Что такое «эмоциональный интеллект»?

Эмоциональным называют вид интеллекта, связанный с осознанием собственных и распознаванием чужих эмоций. Также он отвечает за то, насколько хорошо человек умеет управлять своими эмоциями. Эмпатия и эмоциональный интеллект тесно связаны – способность к ней относится к одной из характеристик присущего человеку EQ.

Само понятие эмоционального интеллекта возникло в 1990 году; создали его Питер Сэловей и Джон Майер.

Известность теория эмоционального интеллекта, краткое содержание которой изложено выше, получила только через пять лет: Дэниел Гоулман, журналист, простыми словами описал суть концепции EQ (эмоционального интеллекта).

Его книга дала толчок к возникновению множества свежих мыслей на тему описанной им теории. Многие ученые и сейчас занимаются этой, по сей день актуальной, проблемой.

Через несколько лет все те же Майер и Сэловей в соавторстве с Дэвидом Карузо выпускают новую книгу: в ней, помимо теоретической части, разместили также и рекомендации по тренировке и развитию этого типа интеллекта.

Существует три способа, позволяющих оценить уровень EQ. Первый из них – оценка человеком собственного уровня; это слишком субъективная методика, ведь 80 % людей считают себя несколько умнее окружающих и склонны завышать свои показатели. Второй путь – работа в группе (оценка одними членами группы других).

И, наконец, третий способ, считающийся наиболее объективным из трех, придуман самими создателями теории.

Тестируемый идентифицирует эмоции изображенного на картинке персонажа по трем шкалам – злость, радость, грусть.

Авторы концепции считают, что эмоциям вполне реально дать вполне однозначную оценку, причем мимические признаки проявления каждой из них – универсальны для обитателей любого уголка планеты.

Как работает эмоциональный интеллект

Распознавание чужих эмоций и умение определять неискренность или ложь присуще на бессознательном уровне каждому человеку в той или иной степени. При попытке же осознать рациональный повод недоверия к чужим эмоциям чаще всего в голову не приходит никаких объективных причин, хотя по факту они существуют.

Если EQ проявляющего некие эмоции человека находится на достаточно высоком уровне, чтобы скрыть настоящие чувства, о реальных его ощущениях наблюдатель вряд ли сумеет догадаться: высокоразвитый эмоциональный интеллект помогает не только понять, правдив ли собеседник, но и не дать раскрыть собственную неискренность.

Где может пригодиться развитый EQ

Для чего полезно развитие в эмоциональном плане? Развитый EQ, так или иначе, будет полезен абсолютно любому, но если в повседневной жизни без него еще можно обойтись, то вот в деловой – уже сложнее.

Контроль своих эмоций необходим тем, кому приходится вести людей за собой.

Именно поэтому множество крупных организаций и компаний обращает большое внимание на то, чтобы просветить своих сотрудников о существовании такой вещи, как эмоциональный интеллект.

Например, тот же Сбербанк нередко упоминает этот феномен в рекомендуемых книгах «Библиотеки Сбербанка» или видеозаписях на своем официальном -канале.

Умение определять настрой окружающих поможет значительно повысить продуктивность всего коллектива в целом: вместо того, чтобы заставлять его через силу делать неподходящие для имеющегося настроения вещи, можно использовать создавшуюся ситуацию на благо общему делу.

В случае, когда внимание подчиненных рассеянно, но ситуация требует немедленного мозгового штурма, растерянный начальник вряд ли сможет обратить все их внимание на требующую решения проблему.

Настрой же на оптимистичный лад способен обеспечить коллективу собранность и сосредоточенность на деле.

Лидер, активно применяющий в описанных случаях возможности своего эмоционального интеллекта, начинает быстро позитивно влиять на сотрудников и, таким образом, всегда выигрывает.

Также пригодится такой навык людям, часто выступающим на публике. Если во время произнесения речи оратор будет очевидно неискренен, публика просто не поверит его словам!

Методы развития эмоционального интеллекта

Действительно осознанно идентифицировать, какую эмоцию на самом деле испытывают окружающие, могут немногие. Для этого требуется знать немалое количество признаков, по которым определяется конкретная эмоция или попытка ее сокрыть. Разумеется, эмоциональный интеллект можно развить благодаря существующему набору несложных методик.

Желательно тренировать этот вид интеллектуальной деятельности с самого детства.

В этом помогут упражнения, напоминающие третий вид тестирования по Майеру, Сэловею и Карузо – разглядывание картинок и фото с испытывающими различные эмоции людьми.

Отнюдь не одна психологическая игра, развивающая эмоциональный интеллект, была описана Юлией Гиппенрейтер в ее знаменитых книгах. Но что делать взрослому человеку, желающему вплотную заняться повышением своего EQ?

Всего пять шагов описывают основные действия на пути к контролю своих и распознаванию чужих эмоций:

  • повышение эмоционального самосознания – без умения интерпретировать собственные эмоции никто не сможет понять чувства других;
  • самоконтроль – если позволять себе принимать импульсивные, то есть основанные на чистых эмоциях, решения, можно остаться в глубоком проигрыше, поэтому важно уметь вычислять непродуктивные действия и не поддаваться влечению их бездумно совершать;
  • развитие сочувствия, эмпатии – древнее правило, говорящее о таком отношении к другим, какое человек хотел бы видеть к себе, отлично формулирует цель этого шага;
  • улучшение мотивированности – привлечь на свою сторону и повести за собой окружающих сможет только тот, кто «горит» тем, что делает, а для этого, даже в тех ситуациях, которые кажутся будто настроенными против человека, он должен суметь найти позитивную сторону;
  • повышение навыков межличностного общения – индивидуальный подход с пониманием мотиваций, ценностей и сильных сторон каждого, с кем нужно продуктивно взаимодействовать, необходим, ведь тот, кто понимает собеседника, вызывает больше лояльности, приязни с его стороны.

Все эти шаги имеют один общий момент. В каждом из них необходимо давать себе время на формулирование эмоций, чувств, испытываемых по отношению к чему-то или кому-то, ответы на вопросы «почему я делаю именно так, а не иначе?» и «чего я на самом деле хочу?». На этом и строится осознанность, лежащая в основе контроля над собой и отслеживания эмоциональных реакций окружающих.

Развитый EQ: эмоции – не слабость, а преимущество!

Успех в бизнесе, на работе, в бытовом межличностном взаимодействии человека с человеком более чем реален. Помочь в покорении вожделенных вершин может такая вещь, как наши эмоции.

Стоит пустить их на самотек – и они могут серьезно помешать выполнению задуманного, а вот если не забывать о применении своего эмоционального интеллекта в деле, всякая цель рано или поздно окажется достигнутой.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/liderstvo/emotsionalnyj-intellekt.html

Эмоциональный интеллект

Об эмоциональном интеллекте

Эмоциональный интеллект – это вид интеллекта, отвечающий за распознавание личных эмоций и эмоций окружающих людей, а также за управление ими. Прелесть эмоциональных реакций в их универсальности, они похоже работают во всех человеческих культурах.

Люди любой расы одинаково испытывают счастье, горе, удивление, злость и бессознательно показывают их в теле и мимике. У каждой эмоциональной реакции есть свои проявления в теле. Например, эмоция удивления имеет три отличительных признака: увеличение глаз, открытие рта и вдох.

Такие реакции связаны с необходимостью человека активно действовать в нестандартной ситуации: глаза лучше концентрируются на предмете, а вдох готовит к возможной активности мышц для обороны или бега.

Эмоциональные реакции достаточно интеллектуальны по своему значению, они помогают принять правильное, рациональное решение, что в корне полностью противоречит тому, чему часто нас учат – необходимости подавлять эмоции, избегать их. Люди с высоким IQ и аналитическим способностям часто незаслуженно отрицают роль эмоций.

Ошибочность такого подхода можно показать, доказав, что эмоциональные реакции имеют вполне конкретную роль.

Если мы швырнем в такого аналитика скомканной бумажкой, то даже будь он гением, способным вычислить ее траекторию крайне быстро, он бы не успел сделать точные вычисления и принять на их основе аналитическое решение, пока она до него долетит, тогда, как его природная реакция успеет заставить его инстинктивно отклониться. А если вместо комка бумаги будет весомый камень? Подобно этой примитивной ситуации, в сложных и важных ситуациях также комплекс эмоций способен оперативно включить нужное поведение.

Что такое эмоциональный интеллект?

Откуда взялось понятие об эмоциональном интеллекте? Впервые эту концепцию в 1990 году предлагают Джон Майер вместе с Питером Сэловеем, которые опубликовали книгу, выпустили несколько статей и выступили на одной конференции. Однако лишь к 1995 году, в котором издана книга Дэниела Гоулмана, эта теория получила свое широкое признание.

Гоулман как журналист познакомился с Сэловеем и Майером и смог красиво изложить их идею.

Впрочем, Сэловей и Майер продолжили развивать и совершенствовать их теорию, и снова несколько лет спустя выпустили в соавторстве с Дэвидом Карузо книгу с уже конкретными практическими рекомендациями для читателей, которых интересует развитие их эмоционального интеллекта.

Гоулман, популяризировав концепцию, дал старт появлению огромного количества новых идей касательно эмоционального интеллекта, также его моделей и способов измерения. И доныне эта тема нова и привлекательна.

Измерение эмоционального интеллекта — существует три наиболее распространенных способа. Один – самостоятельная оценка. Однако более 80% людей видят себя умнее обычного среднего человека, поэтому этот вид оценки не очень качественный.

Второй – так называемая оценка 360, когда вы в группе оцениваете способности других, при том, как они дают оценку вам. И третий – метод тестирования, например, используя известную методику MSCEIT.

Поскольку ее авторы Майер и Сэловей, а также присоединившийся к ним Карузо уверены, что эмоциональные реакции могут быть оценены однозначно, в методике существуют однозначно правильные и однозначно неправильные варианты ответа.

Тестируемому предъявляется картинка с определенным выражением лица человека, и задается вопрос, что за эмоцию, по мнению тестируемого, он испытывает.

Каждую эмоциональную реакцию нужно оценить по нескольким шкалам – определить, насколько печален, счастлив или зол этот человек по трехбалльной шкале.

Тест помогает определить, насколько точно человек может оценить эмоции других, что показывает высокую корреляцию в целом с его уровнем эмоционального интеллекта. Результат теста вычисляет коэффициент измеренного нами эмоционального интеллекта.

Согласно исследованиям, успех в деятельности связан не лишь с уровнями IQ, собственно интеллекта, уровни эмоционального интеллекта, присвоившего аббревиатуру EQ, также имеют значительное влияние.

И точно, в большинстве компаний у сотрудников хорошие умственные способности, но отнюдь не каждый добивается успеха. Да, умным быть важно, однако этого недостаточно.

В одном из опросов 250 IT-менеджеров ответили, какого руководителя они считают выдающимся – наиболее часто были названы такие варианты, как общее видение, мотивация и способность переживать эмпатию. Причем вопросы были открытыми, без заданных вариантов.

Многие крупные современные компании при подборе кандидата во-первых изучают его эмоциональный интеллект.

Сотрудники с высоким EQ развязывают меньше конфликтов, не проявляют вандализм и имеют большую наклонность к желательному социальному поведению.

А если же разговор зашел о руководителях, то они лучше объединяют, сплачивают около себя персонал, способствуют быстрому выходу коллектива на нужные плановые результаты, хорошо сформировывают видение и качественно доносят его подчиненным.

Дэвид Карузо поставил следующий опыт – предположил для генерального директора возможность, что ему необходимо перейти в новую компанию и с собой взять 10 любых нынешних сотрудников. Интересно, что эти выбранные 10 человек обладали наивысшим уровнем EQ из всех работников компании.

Уровни эмоционального интеллекта отчасти предсказывают будущие достижения менеджеров, но также гораздо точнее они предсказывает их способы действовать. Хождение по головам не свойственно руководителям с высоким EQ, напротив, они относятся к той категории лидеров, на которых подчиненные хотят равняться.

Эмоциональный интеллект также важен и в связи с тем, что у ярких харизматичных лидеров всегда есть способность заражать эмоциями окружение. Высокий EQ гарантирует также большую лояльность коллектива и большую вовлеченность сотрудников.

Как развить эмоциональный интеллект?

Развитие эмоционального интеллекта начинается с умения распознавать эмоциональные реакции других людей по микровыражениям лица, невербальным телесным проявлениям и интонациям – как в фильме «Теория лжи».

Например, настоящая, искренняя, неподдельная улыбка обязательно должна сопровождаться морщинками вокруг глаз, легким веселым прищуром, передающим состояние радости и счастья. Такой навык распознавать эмоции есть у каждого и работает бессознательно. Однако лишь немногие люди поистине талантливы в определении эмоций.

Также успех здесь зависит и от того, кто проявляет эмоции – если его эмоциональный интеллект высок, и человек хочет обмануть вас, то, скорее всего ему это удастся.

Специальное изучение эмоций человека по микровыражениям позволяет получить как информацию, как выглядит каждая эмоция, так и навыки на практике оперативно их распознавать.

После этого навыка обязательно нужно обратить внимание и на развитие контроля и умения выражать эмоциональные реакции. Важно научиться различать эмоции для получения правильной картины мира.

Эмоциональные реакции влияют на когнитивные процессы и мышление, ведь расслабившись и настроившись на позитивную волну, человек лучше воспринимает информацию.

Для стимуляции мышления нужно хорошо понимать эмоции.

Также, когда мы понимаем эмоции, мы можем прогнозировать поведение других людей.

Особенно важен навык распознавания и управления эмоциями для различного рода руководителей и лидеров коллективов, ведь нужно в каждый конкретный момент отдавать себе отчет, в каком эмоциональном состоянии сейчас подчиненные: если расстроены, опечалены, с низкой энергетикой, то в этот день стоит заняться, например, сверкой документов и проверкой отчетности. Если же люди в коллективе брызжут энергией и полны радости – можно заняться мозговым штурмом, провести собрание.

Но что делать, если мозговой штурм нужно провести именно сейчас, а эмоциональное состояние коллег не соответствует? Одними словами сложно замотивировать, тогда как с помощью эмоций лидер может успешно вдохновить коллектив к нужной деятельности.

Какие здесь могут быть приемы? Например, выдохнуть, призвать настроиться, собраться – словно тренер спортивной команды.

Полезно помнить, что позитив в настрое руководителя ведет к более качественной скоординированности в работе и меньшим трудозатратам.

У эмоциональной реакции всегда есть фундаментальная причина, имеющая индивидуальный характер.

Например, веселая песня обычно вызывает положительные эмоции, однако у парня, который пригласил важную для него девушку под эту песню на танец и получил отказ, эта же мелодия, скорее всего, вызовет эмоции негативные. Для того чтобы скрывать свои эмоции, требуются значительные усилия.

Чем больше человек подавляет их в себе, тем меньше он способен усвоить информации. Все силы его уходят на поддержание непроницаемого эмоционального фасада, который, безусловно, иногда нужен, но как постоянный режим очень затратен.

Следуя предупреждающей стратегии, можно продумать действия наперед, и направить другого сотрудника на встречу, которая эмоционально выводит вас из себя. Если все же вы пошли на встречу, и вас вывели, то следуя реактивной стратегии вы можете вдохнуть и выдохнуть, посчитать до трех и спокойно изложить свое негодование на бумаге.

Эмоциональный интеллект ребенка

Развитие эмоционального интеллекта актуально даже для маленького ребенка, и этим вопросом могут задаться его родители, а также учителя. Марк Брекет из Йельского университета ведет специальную программу для детей, одобренную для проведения в школах.

Программа предполагает сначала обучение учителей, которые затем сами учат детей. Роль повышения знаний об эмоциях у детей сложно недооценить, ведь низкий эмоциональный интеллект впоследствии становится источником негативных эмоций и первого плохого опыта, который может запечатлеться на всю дальнейшую жизнь.

Благодаря такому обучению у детей будет выбор. Они смогут либо испытывать то счастье, которое хотят, либо отдавать отчет себе в плохих эмоциях и стараться изменить их.

Таким образом, низкий эмоциональный интеллект, унаследованный в семье, можно преобразовать с помощью обучения, важного не менее, чем классическое школьное образование, направленное на расширение знаний и повышение IQ.

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь.

Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка: отвергающий, неодобряющий, невмешивающийся, эмоциональный. Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень EQ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов.

Например, для развития эмпатии к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция – отнестись к ней как к положительной возможности сближения.

Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. После этого грамотный родитель постарается помочь ребенку назвать свою эмоцию, тем самым осуществляя профилактику алекситимии.

И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.

Казалось бы, что проще? Однако даже самый любящий родитель совершает массу ошибок в своем воспитании детей, и в первую очередь они повязаны с негативными бессознательными установками, усвоенными от его родителей. И даже, несмотря на желание не повторять их это не так просто без специального внимания к личному стилю воспитания и его корректировке.

Источник: http://psihomed.com/emotsionalnyiy-intellekt/

Развить эмоциональный интеллект: общие советы и практические шаги

Об эмоциональном интеллекте

Так случилось, что EQ часто связывают с умением влиять на людей. На самом деле его роль шире. Развитый эмоциональный интеллект — это полезный «фоновый» навык, который улучшает жизнь почти во всех сферах. Вкладываясь в работу с собственными эмоциями, мы заботимся о своем благополучии и успехе.

Что такое эмоциональный интеллект

Специалисты по продажам шутят: «Обычный интеллект поможет решить задачу. Эмоциональный — поможет убедить других решить ее за тебя». В широком смысле интеллект можно описать как нашу компетентность в чем-то.

Если мы хорошо чувствуем числа, свободно оперируем абстрактными величинами, думаем формулами и алгоритмами, у нас хорошо развит математический интеллект.

Эмоциональный интеллект — тоже компетентность, но в области чувств и их выражения.

В XX веке психолог Ричард Лазарус пришел к выводу, что эмоции участвуют в процессе познания и оценки всего, что с нами происходит.

Сырые данные от органов чувств, которые мы получаем «на входе», мозг перерабатывает в ощущения, а потом оценивает, что они должны значить. Позже Джон Мейер и Питер Сэловей описали эту систему как «эмоциональный интеллект».

Если внутренняя «логистика» у нас организована четко, на выходе мы получаем адекватную картину мира и собственных реакций.

Если нет — мы путаемся в своих чувствах и желаниях, приписываем окружающим выдуманные намерения и ведем себя непоследовательно. Не самая приятная ситуация, верно?

Чем важен высокий EQ

Представьте, что вы работаете в небольшой компании. Число клиентов пока невелико, но дела идут неплохо, и руководство решает расширяться. Открываются новые подразделения, наклевываются сделки с крупными партнерами, а все процессы организованы по-старому. Начинаются проблемы.

То же происходит и с человеком, когда он пытается брать на себя больше ответственности, но не работает с эмоциями. Постоянное общение выматывает, стрессы и незакрытые вопросы не дают спать по ночам, дома и на работе постоянно вспыхивают конфликты.

Поток задач стал более интенсивным, связанные с ними переживания усилились, но обрабатываются они по-старому.

«Человек, у которого высокий эмоциональный интеллект, умеет регулировать свое состояние — отпускать эмоции, которые забирают энергию, и удерживать те, которые энергию дают, — объясняет Елена Мечетина, психолог, коуч и основатель центра по развитию эмоционального интеллекта у детей „Д-А“. — Это не значит, что он избегает конфликтов и напряженных ситуаций. Но он быстро возвращается в состояние равновесия и не поддается на провокации».

«Проявлять эмоциональный интеллект — значит ориентироваться не на причину, а на цель, — добавляет бизнес-тренер Елена Сидоренко.

— Эмоциональный интеллект направлен в будущее — как, кстати, и интеллект рациональный.

Хотите сделать так, чтобы недоверие или неприязнь к вам сменились на любопытство? Значит, вы должны делать не то, что вам подсказывают эмоции, а то, что приведет к желаемому результату».

Можно ли развить EQ?

В определенном смысле уровень интеллекта — это данность, определенная с рождения. На эту данность наслаиваются воспитание, жизненный и профессиональный опыт, однобокие знания о мире. Можно ли изменить эмоциональную «прошивку», которая диктует нам те или иные реакции, в сознательном возрасте?

Здесь важна вера в то, что мы можем измениться. Психолог Кэрол Дуэк и ее последователи утверждают, что на наши результаты влияет изначальная установка — на стабильность или рост. Если мы верим, что можем измениться (и в любом случае ощутимо меняемся под действием нового опыта), значит, мы на самом деле меняемся.

«Стиль эмоций, как и стиль мышления, — это во многом вопрос привычки, — говорит Елена Мечетина. —  прелесть нашего организма в том, что он может адаптироваться к нагрузкам, которые мы ему даем. Не удается сесть на шпагат сейчас — удастся через полгода тренировок. То же и с эмоциональными реакциями. В изменения трудно поверить, потому что мы не привыкли целенаправленно работать с собой».

1. Пересматривайте свои убеждения

Вспомним Лазаруса и его коллег: чувства формируются уже после того, как мы оценили событие. Это может происходить молниеносно, потому что есть привычка думать и чувствовать определенным образом. А она формируется убеждениями.

Неправильно понятые, не соотнесенные с реальностью или устаревшие убеждения могут стать эмоциональной ловушкой.

«Была у меня клиентка — врач, которая долго нарабатывала себе базу контактов, — вспоминает Елена Мечетина. — Ее профессионализм тоже долго развивался.

Проблема была в том, что пациенты звонили ей постоянно, даже ночью, и она не могла отказать: „Я же дала клятву Гиппократа!“ Но разве в ней сказано, что врач должен помогать пациентам ценой своей личной жизни? Это убеждение поначалу помогало ей, но затем — в новых условиях — стало тормозом и источником страданий».

Важной частью работы с эмоциональным интеллектом может быть психотерапия, где специалист учит нас осознавать наши убеждения, понимать причины их появления и актуальность для нашей жизни. И — если нужно — пересматривать эти убеждения и отказываться от них.

2. Ведите эмоциональный дневник

Исследования психолога Джеймса Пеннебейкера показали : тот, кто освоил привычку регулярно записывать свои чувства, быстрее и легче находит решение сложного вопроса.

Вот один из вариантов, как можно это делать. Шаг 1. Установите таймер на 20–30 минут. Шаг 2. Опишите, что чувствуете в данный момент или что переживали в течение последней недели (месяца, года).

Пишите все, что приходит в голову, не обращая внимания на стиль, ошибки и другие несовершенства. Оставьте запись или удалите ее — это не так важно.

Сам процесс письма приучит вас систематизировать эмоциональное мышление, «расклеивать» слепившиеся в комок чувства и точнее находить их причины.

3. Практикуйтесь в выражении эмоций

Кто виртуознее всех владеет своими эмоциями? Театральные актеры! Конечно, это заявление не бесспорно, но подумайте: демонстрировать глубокий спектр переживаний для этих людей — работа. Мастерство актера во много связано с умением впускать в себя определенную эмоцию и выпускать ее, не проникаясь ей.

Елена Мечетина советует всем, кто хочет развить свой эмоциональный интеллект, прочесть книгу Константина Станиславского «Работа актера над собой». Писатель или журналист владеет словом как инструментом, и точно так же актер владеет эмоцией. А развитый эмоциональный интеллект как раз и предполагает умение владеть эмоцией, а не отдаваться ей.

4. Расширяйте свой эмоциональный словарь

Сьюзен Дэвид, психолог Гарвардской медицинской школы и автор книги «Эмоциональная гибкость», советует не только прислушиваться к себе, но и расширять эмоциональный словарь: изучать нюансы эмоций, называть их и находить для каждой спектр применения.

Язык обладает удивительной магией — он задает эмоции определенный сценарий развития, и она подчиняется ему.

Когда вы подобрали подходящее название для чувства, постарайтесь отыскать еще хотя бы два слова для описания его оттенка. То, что переживается как грусть, может быть разочарованием, подавленностью, опустошенностью или сожалением. Разматывая эти ниточки, вплетенные в общую ткань, вы дойдете до причин и оснований ваших реакций.

5. Помните о цели

По словам Елены Сидоренко, умение управлять своими чувствами связано с таким качеством, как самоотречение. Если мы готовы сдаться на милость порыва злости или раздражения, значит, мы позволяем этим эмоциям управлять нами. Мы идем на поводу у тех, кто вызывал эти эмоции, не думая о своих интересах.

Находясь внутри ситуации, развивайте в себе внутреннего наблюдателя, который сопоставляет интуитивные реакции с целями.

Например, если кто-то втягивает вас в конфликт, задумайтесь: «Какие цели у этого человека? А какие цели у меня? Какой эмоциональный отклик будет больше соответствовать моим целям?» Это сложное упражнение, поскольку требует хорошей практики осознанности и умения быстро переключаться. Но со временем можно освоить и его.

Источник: https://4td.fm/article/razvit-emotsionalnyy-intellekt-obshchie-sovety-i-prakticheskie-shagi/

Эмоциональный интеллект и способы его развития

Об эмоциональном интеллекте

Про эмоциональный интеллект (EQ или EI) в мире говорят уже давно, это понятие появилось в середине прошлого века. Психологи давно пытались найти связь межу уровнем интеллекта (IQ) человека и его успехом в жизни, однако прямой зависимости так и не обнаружили…

При этом, хочу заметить, что само понятие успеха определяется совсем не количеством материальных благ. По сути, можно сказать, что человек успешен, если он сам считает, что и в карьере, и в личной жизни он добился того, чего хотел бы сам (проще говоря, человек счастлив).

Проводя свои исследования, ученые обратили внимание, что успешные в таком смысле люди отнюдь не всегда показывали какие-то выдающиеся результаты в тестах на IQ. Тогда стали обращать внимание на то, что же общего этими людьми.

И спустя время стало понятно, что такие люди, во-первых, хорошо умеют взаимодействовать с собственными эмоциями (умеют их осознавать и контролировать лучше других), а также управлять собственной мотивацией и энергией, во-вторых, умеют чувствовать эмоции других людей и работать с ними, а также устанавливать прочные социальные связи.  Все эти составляющие вместе взятые и определяют эмоциональный интеллект.

Вы наверняка встречали людей, которые искрятся энергией, позитивные, с хорошим чувством юмора и самоиронии, с которыми приятно и легко общаться? Это и есть те, у кого хорошо развит эмоциональный интеллект.

Можно ли развивать свой EQ?

Да, его  можно и нужно развивать, ведь это, по сути, набор навыков. Тех самых «soft skills».

Всем известно, что уровень интеллекта у человека активно растет только в первые примерно 20 лет жизни. Далее он, в лучшем случае, остается неизменным, а в худшем – падает (да-да, мозг нужно тренировать, к счастью, сегодня все об этом, как минимум слышали). Печально было бы, если бы наш успех зависел только от того, что мы наработали в детстве, правда?

А вот уровень эмоционального интеллекта, наоборот, увеличивается с накоплением жизненного опыта. Он будет увеличиваться у вас в любом случае, вопрос только в том, что работая над собой, вы совершенно точно добьетесь большего, чем просто плывя по течению жизни.

Конечно, тот уровень EQ, который каждый имеет сейчас, сильно зависит от того, в какой среде человек вырос, чему учила или не учила его эта среда. Однако прекрасная новость в том, что все мы, как самостоятельные личности, легко можем научиться всему сами, прямо сейчас, во взрослом возрасте.

К сожалению, в мире пока не существует волшебной таблетки, дарующей знания и навыки. А поскольку все составляющие эмоционального интеллекта, по сути, и есть навыки, научиться им можно только через собственный труд. Понятие личностного роста и развития – как раз про это.

Есть одно важное правило. Не понимая себя, не имея высокого уровня самосознания, вы никогда не сможете понимать других людей. Поэтому, начните с начала – с самоанализа, самоконтроля и самомотивации.

Пять (относительно) простых упражнений, которые помогут развивать эмоциональный интеллект

1. Ведение дневника эмоций.

Любая наша эмоциональная реакция на какое-то событие всегда связана с нашим личным жизненным опытом. Это означает, что не все люди дают одинаковую реакцию на одно и то же событие. Скажем, на вас повысил голос коллега. Что вы почувствуете? Кто-то разозлится и станет кричать в ответ, кто-то расстроится и замолчит, кто-то почувствует обиду.

Все эти реакции нормальны, но важно знать, какая свойственна именно вам. Чтобы контролировать эмоции, важно понимать, какие триггеры их в вас запускают. Когда эмоция вас накрыла, вы ее уже не проконтролируете, контроль возможен на этапе срабатывания триггера, если вы его различите, у вас будет выбор, какую реакцию выдать.

Само наличие выбора – это и есть контроль.

Таким образом, основной шаг на пути контролю собственных эмоций – понимание, какие именно триггеры вызывают их у вас. И вот дневник эмоций как раз помогает наблюдать за собой и находить закономерности.

Как это делать? Каждый вечер перед сном записывайте, какие эмоции вы испытывали за день и в связи с чем. Важно записывать не только негативные, но и позитивные тоже. Если вы продержитесь хотя бы месяц, обещаю, вы очень многое узнаете про себя.

2. Подбор правильных слов.

Того, для чего в лексиконе человека нет слова, не существует.

Каждый день мы испытываем разные эмоциональные переживания. Но у большого количества людей в лексиконе очень мало слов для их выражение. А посмотрите, сколько их на самом деле, например, тут.

То, как вы называете то, что испытываете, очень сильно влияет на то, как вы будете с эмоцией взаимодействовать. Я приведу в пример отношения с другими людьми. Ваш коллега сейчас зол, расстроен, раздражен или удручен? Представляете, на сколько разная стратегия поведения с ним будет в каждом из этих случаев?

3. Анализ обратной связи.

Многие люди не умеют давать и принимать обратную связь. При чем, давать не умеют как позитивную, так и негативную. А принимать хуже всего получается именно негативную.

Обратную связь человеку нужно всегда давать без перехода на личности, используя простую формулу: факт –> ваше к нему отношение.

Например, два способа сказать одно и то же: а) «Ты слишком эмоциональный»; б) «Вчера я сказала тебе, что в твоем документе слишком много ошибок, а ты в ответ швырнул мышку и вышел, хлопнув дверью. Мне кажется, это было слишком эмоционально».

Что касается принятия негативной (на ваш собственный взгляд) обратной связи, то я встречала такую аллегорию: относитесь к обратной связи как к одежде в магазине, просто примерьте ее и посмотрите, подходит ли она вам, вас никто не обязывает ее покупать.

Когда мы слышим негативную обратную связь, чаще всего нас охватывает злость и неприятие, поэтому лучше сказать: «спасибо, я подумаю об этом», запомнить (или лучше записать) и проанализировать услышанное еще раз дома. Вспомните, говорил ли вам кто-то уже такое же? Спросите  у близких, замечали ли они такое же за вами? Подумайте, у вас есть шанс узнать о себе больше, расширить границы самосознания.

Мне очень нравится иллюстрировать то, что такое самопознание, используя окно Джохари. Создатели этой методики (Джозеф Лафт и Гарри Ингам) предложили такой взгляд на качества собственной личности:

При этом четыре «окна», конечно же, не равны по размерам.

Так вот, вы развиваетесь и познаете себя тогда, когда вы расширяете окна 1 и 2, сужая окна 3 и 4 (проще говоря, переводите то, что неизвестно вам в то, что вам известно).

Делать это довольно сложно, потому что то, что мы в себе не признаем, обычно вызывает у нас бурю негативных эмоций, мы не хотим об этом думать и принимать такую обратную связь, считая, что это не про нас.

4. Тестирование.

В мире существует множество различных типологий и тестов по ним.

С познанием себя с помощью тестов есть несколько проблем. Вот самые существенные.

—          Не все тесты качественные. Выбирайте их только из проверенных источников, лучше делайте оригинальные тесты. И помните, что чем больше в тесте вопросов, тем точнее результат.

—          Правильная трактовка результата. В сети обычно приводятся только краткие выдержки из описания типов, которые, по-настоящему, мало что дают.

Обычно по хорошим методологиям написаны целые книги. Возьмите одну и изучите ее досконально, это принесет гораздо больше пользы.

К тому же, все методологи, в основном, похожи, и рассматривают личность под разными углами в зависимости от целей.

—          Осознание результата в части слабых сторон личности. Когда вы читаете про свой тип личности, у вас вызывают восторг описанные качества.

А когда вы читаете характеристики другого типа вам часто будет казаться что-то в стиле «вот же не повезло таким быть». Очень важно понимать, что нет хороших и плохих типов, у всех есть сильные и слабые черты, но все способны добиться успеха в равной степени.

Ваша задача, осознавать и развивать свои сильные стороны, но так же и осознавать слабые, чтобы избежать слепых пятен.

Мне нравятся такие методологии: DISC, MBTI, Structogram, Belbin.

5. Тренинги, коучинг и самокоучинг.

На тренингах вам могут дать инструменты и техники, однако работать над собой все равно придется самостоятельно. Из своего личного опыта могу сказать, что больше всего развивать себя помогают коучинговые инструменты.

Поэтому я бы посоветовала всем, кто хочет лучше познать себя, начать с курсов для коучей.

Коучем при этом становиться не нужно, просто все техники, которые помогают работать с другим людьми, прекрасно работают и для целей самопознания.

Заключение.

В заключение, хочу сказать, что всем хочется жить и работать в комфортной атмосфере, в команде, в которой нет конфликтов, где люди слышат друг друга, открыты к обратной связи и альтернативным мнениям. Поэтому, многие руководители скорее предпочтут нанять «человека с потенциалом» и с хорошим уровнем развития EQ, чем обладающего большими знаниями, но конфликтного или, как еще говорят, «токсичного».

Бизнес-аналитики, так же, как и менеджеры, каждый день сталкиваются с эмоциями, своими и других людей, распознавать и работать с ними они должны уметь, как никто иной.

Это самый первый шаг к контролю над ситуацией. Над командой. Если у вас высокий уровень EQ, вы легко сможете нейтрализовать его недостаток у других коллег.

А значит, с вами захотят работать лучшие люди, а лучшие люди означают лучшие результаты и успех.

Виктория Бутич

Директор группы разработки, Adform

Тренер ITMINE

Источник: http://analyst.by/articles/emotional-intelligence-and-ways-for-its-development

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.