Арт-терапия: помоги себе сам

Содержание

5 рисуночных техник арт-терапии

Арт-терапия: помоги себе сам

Техника применялась в работе с запросами — Понять, что со мной (жизнью) творится.

Пошаговая инструкция.

1. Сделайте на отдельных листах серию рисунков. (Подготовьте листы формата А4 и А3, краски, гуашь, карандаши). Рисуем то, что происходит сейчас, состояние на сегодня. Рисовать в любой последовательности. ~ Моя жизнь, как дорога. ~ Моя жизнь, как река. ~ Моя жизнь, как гора. ~ Моя жизнь, как еда. ~ Моя жизнь, как огонь. ~ Моя жизнь, как игра. 2. Расскажите, что вы нарисовали? Что чувствуете, когда смотрите на свой рисунок? Как эти чувства откликаются в теле? Опишите, что такое для вас символ дороги? (реки, горы, еды, огня, игры). Работаем сначала до конца с одним рисунком. Человек может описать так: «Дорога для меня- это путь к цели». А на рисунке изобразил дорогу, как в сказке, с тремя разветвлениями, типа, налево пойдешь, фиг с маслом найдешь. Как вы можете объяснить для себя, что происходит в вашей жизни судя по этому рисунку? Варианты ответа: нет у меня никакой цели сейчас, не знаю, куда мне идти, хоть куда пойду, что-нибудь потеряю и т.д. Итак, как соотносится ваше убеждение об образе с вашей жизнью, с тем, что происходит с вами? Или, о чем это в вашей жизни? 3. Посмотрите, сейчас на ваш рисунок? Что чувствуете? Что происходит в теле? Хочется ли что-нибудь закрасить, убрать или дорисовать? Если да, то даем рисунок и клиент вносит желаемые для него изменения. (нужно иметь в наличии белую гуашь). Коррекция происходит в настоящем времени. Обычно после внесения изменений в рисунок, даже небольшой детали, происходит быстрая внутренняя метаморфоза. Клиент закрасил ответвления от дороги, оставив центральную, в перспективе сверху нарисовал дерево и сбоку нарисовал автозаправку и шашлычную. 4. Просим теперь клиента рассказать по рисунку, что такое его жизнь, как дорога (река, гора, еда, огонь, игра)? Например, рассказ может звучать так: «Моя жизнь – это прямая дорога, асфальтированная, не сильно широкая, но и не узкая, движение на ней в обе стороны. Это дорога из одного города в другой. На ней есть места, где можно заправить автомобиль, перекусить и отдохнуть. После этого можно спокойно ехать дальше. Мне нужно туда, где виднеется дерево. Там цель моей поездки. Я его вижу и мне спокойно и радостно, что до него осталось совсем немного. В теле легкость». (Обратите внимание на последовательность исполнения рисунков и на формат бумаги. Что в приоритете, судим по символу. Обращаем внимание на чувства и ощущения в теле во время беседы по рисунку. В принципе, кто знаком с арт-терапевтическими методами, знают, что с этим материалом делать для диагностики). Всем, кто хоть немного имеет представление о символике, будет легко провести это упражнение. Информации об актуальном состоянии предостаточно. Бессознательное просто радостно делится с вами на понятном ему языке. Коррекция происходит на ваших глазах.

Елена Ромашкина

2. РИСУНКИ ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ

Назначение и приоритетные цели:

• выявление эмоционального фона, актуализированных эмоций, чувств, переживаний; в ситуации острого стресса — оперативная помощь, отреагирование психотравмирующих переживаний, эмоциональная разрядка; • «проработка» эмоций и чувств, в том числе подавляемых; • психопрофилактика негативных эмоциональных переживаний и их проявлений; эмоциональное переключение; • содействие развитию спонтанности, рефлексии, проявлению истинных чувств; • гармонизация эмоционального состояния как потенциала для преодоления деструктивных изменений личности и личностного роста; • развитие креативности. листы белой бумаги разного формата, простые карандаши, кисти, акварель, пиалы с водой.

Этап настроя

Участникам предлагается записать на листе бумаги название эмоций, чувств, переживаний, состояний, которые удалось припомнить. Далее из этого списка предлагается выбрать наиболее сильное чувство, переживание, которое вызывает эмоциональный отклик в данный момент.

Предлагая инструкцию, важно перечислить разнообразные термины, которые применяются для описания широкого круга эмоциональных проявлений, чтобы участники при составлении списка не испытывали интеллектуальных затруднений в различении понятий.

Этап индивидуальной работы (разработка темы)

Инструкции • Простым карандашом на листе бумаги формата А3 или А4 сделайте контурный рисунок выбранной для «проработки» эмоции (чувства, переживания, состояния).

• Произведите с бумагой следующие манипуляции (обращая при этом внимание на мысли и чувства, которые возникают у вас в процессе работы): сомните лист бумаги с контурами рисунка, затем опустите его на некоторое время в воду, расправьте, разложите на столе и только потом раскрасьте нарисованный простым карандашом образ.

• Придумайте название и историю, которую могла бы рассказать ваша «картина». Попробуйте построить диалоги между изображенными объектами или частями рисунка.

Этап обсуждения и рефлексивного анализа

Участники размещают свои работы в пространстве кабинета, рассаживаются в круг для обсуждения, вербализации эмоций и чувств, которые они испытали в процессе художественного творчества. Каждый, по желанию, показывает свой рисунок, сообщает его название, рассказывает историю.

Нередко участники изменяют первоначальное название, поскольку в процессе работы происходит трансформация создаваемого образа, а следовательно, меняется замысел, происходит осознание скрытых смыслов.

В процессе обсуждения можно корректно использовать «вопросы-подсказки» для облегчения осознания и трансформации травмирующих переживаний в ресурсные.

Особенно важно создать безопасную атмосферу доверия, открытости, эмпатии, чтобы предоставляемая обратная связь не вызывала травмирующих чувств, и адекватно воспринималась человеком. Это может стать полезным опытом для выстраивания конструктивной стратегии общения и новых эмоциональных контактов.

Арт-терапевтическая сессия завершается внесением изменений в созданный художественный продукт сообразно желанию автора. В целом, ожидаемый практический результат арт-терапевтической работы — перенос полученного опыта в каждодневное интерперсональное поведение субъекта вне терапевтической группы.

Примечание.

Важно для изображения эмоций и чувств побуждать участников к созданию спонтанных образов, избегая, по возможности, сюжетных и стереотипных картинок. Неструктурированный рисунок: линии, контуры, пятна помогают нивелировать когнитивный паттерн, способствуют проявлению креативности и свободному самовыражению, стимулируют процессы самопознания.

Огромный позитивный потенциал заключен в возможности многократных трансформаций в процессе работы над образом: чуть заметный контур простым карандашом преломляется, изменяет очертания изображенного объекта, когда бумагу мнут, а затем опускают в воду и вновь разглаживают.

Далее с помощью акварельных красок рисунку придают цвет, как бы «проявляют», расцвечивают задуманный образ. Работа акварелью на мятой, влажной бумаге имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки.

Один из психологических механизмов эмоционального отреагирования заключается в особенности акварели как изобразительного материала.

Источник: Оксана Роздорская

3. Упражнение для работы с личными границами «КАРТА МОЕЙ ЖИЗНИ»

Инструкция: «Нарисуйте карту своей жизни, где вы и все окружающие вас люди – страны. Вы разного размера, у вас разные отношения. С кем-то у вас общие границы, с кем-то – нет. С кем-то вы можете граничить по воде. С кем-то у вас может быть некая общая зона – таможенный союз или «Шенгенское соглашение». С кем-то упрощенный визовый режим, с кем-то усложненный.

А после посмотрите на свой рисунок и вспомните, какими были границы, скажем, пять лет назад? И иногда это помогает увидеть многие вещи. Например: Может быть, у вас пять лет назад было много тесных границ и связей, много контактов и конфликтов. И именно поэтому сейчас вы «перенасытились общением» и стали… островом… Который никто не трогает и не захватывает.

Может быть, наоборот, вы перешли из состояния изолированности к тесным прочным связям Может быть, вашу страну постоянно захватывают другие страны, и вы не умеете этому противостоять? А может быть, вы сами всех вокруг захватываете и отвоевываете земли? (сложно в этом признаться, но в каждом человеке есть такое стремление – просто масштабы разные) Может быть, вы делите страны на союзниц, с которыми у вас упрощенные режимы взаимоотношений, и на противников – с которыми строите заборы и готовите против них компании… И когда вы видите основные закономерности, вам проще понять, куда стремиться. Нужно ли учиться защищаться или нужно учиться жить в мире и не нападать. Нужно ли учиться строить взаимоотношения или нужно позволить себе взять паузу и побыть в одиночестве»

Валяева О. «Личные границы. Беречь и охранять»

4. Арт-терапевтическая техника «РИСУНОК В КРУГЕ»

Техника очень хорошо работает на первой консультации, в ситуации сложности формулирования запроса, размытых ожиданий клиента. Для работы необходим набор разнообразных изобразительных материалов: бумага разного формата, карандаши, фломастеры, пастель, акварельные краски, гуашь. 1.

Предлагаем клиенту расслабиться, сконцентрироваться на своих ощущениях здесь и сейчас, и нарисовать на листе круг такого цвета, размера, какой захочется именно в данный момент. 2. Затем – заполнить его рисунком. 3. Далее обсуждаем рисунок, актуализируем мысли, чувства, ощущения. Уточняем: менялось ли состояние в процессе рисования? Хочется ли что-то изменить.

При необходимости – клиент корректирует рисунок – дорисовывает, закрашивает, стирает и т.д. Конечно же, рисунок несет в себе определенную диагностическую информацию. Как и при анализе проективных методик обращаем внимание на размер круга, его размещение на листе, толщину линий, наличие или отсутствие цвета и др.

Однако, терапевтический подход предполагает, прежде всего, не интерпретацию рисунка, а следование за эмоциями и ощущениями клиента. Важно, что он видит, как воспринимает свое произведение. Можно применять рисунок в круге и в групповой работе. Вначале каждый рисует на большом общем листе свой круг, затем совместно заполняется пустое пространство.

Процесс может иметь мощнейший ресурсный эффект, но иногда может спровоцировать выброс негативных эмоций. Наиболее ценно в этой методике – возможность здесь и сейчас проработать ситуацию, скорректировать в нужном направлении.

Ирина Шуликова

5. Техника «КАРТА ЦЕЛЕЙ»

1. Обведите вашу руку на бумаге и получите контур вашей будущей карты. 2. Заполните карту различным ландшафтом: обозначьте горы, равнины, реки, водопады, ледники, ущелья, пустыни, леса, поляны, моря, океаны и т. д 3. Флажком укажите цель, к которой вы стремитесь. 4. Обозначьте точку начала движения на вашем маршруте 5. Пунктиром проложите маршрут, который имеет начало и конец. 6.

Обозначьте, на каком этапе пути вы находитесь сейчас. 7. Пропишите условные обозначения — дайте определение своим горам, деревьям, морям… 8. Сопоставьте их с вашими эмоциями, ощущениями, состояниями. Информация, которую раскрывает рисунок: — Характер маршрута говорит о том, как человек сам ставит себе преграды в жизни и как их преодолевает — В какой ландшафт попал флажок цели: пустыню, водопад.

.. и что для вас это значит? — Если в своём маршруте вы проходите все ландшафты — вы творческая личность, нет — вы исполнитель. — Если вход и выход совпадают — человек приходит к тому, с чего начинал, но уже на уровень выше. — Обратите внимание какие эмоции вы испытывали, прежде чем достигнуть цели — Вход внизу, выход вверху — человек идёт от практики к теории, и, соответственно, — наоборот.

— Вход слева, выход справа — человек доводит дело до конца, хотя очень тревожится вначале. — Вход справа, выход слева — развита интуиция, чувство нового. — Поделите на три части по диагонали и по вертикали не страницу, а карту: левая часть — прошлое, центральная часть — настоящее, правая часть — будущее. Верхняя часть — мысли, центральная часть — идеи, планы, нижняя часть — поступки.

Дина Тарасенко

Источник: https://toxica666.livejournal.com/212136.html

Арт-терапия: от творчества — к здоровью

Арт-терапия: помоги себе сам

Психологическое здоровье каждого из нас — очень важная и в то же время хрупкая вещь, заботиться о которой необходимо с особой тщательностью и вниманием.

Поможет в этом арт-терапия — творческий метод психотерапии, используемый представителями многих психологических школ, занимающихся изучением и анализом внутреннего «Я» человека.

Арт-терапевт и ведущая тренингов и Арт-клуба «Центра успешных отношений» Надежда БАРАНОВА поможет разобраться в этом очень интересном методе психотерапии.

— Надежда, арт-терапия — это…

— Терапия изобразительным творчеством. Другими словами — набор методик и технологий, способствующих раскрытию внутреннего мира человека.

Основная задача арт-терапии — осознание и познание себя. С ее помощью человек может найти выход из трудных жизненных ситуаций, ответить на важные для себя вопросы, например «Kmo я?», «куда я иду?»… «что мне мешает?». Также арт-терапия способствует гармонизации личности и раскрытию ее внутренних сил и талантов.

В арт-терапии есть стадия творчества и стадия интерпретации. Первая — это непосредственно процесс создания произведения искусства, а вторая — разбор этого произведения. Психолог помогает пациенту объяснить его собственное произведение и разобраться в своих проблемах, в сложной ситуации или узнать о себе нечто новое.

Сам термин появился только в конце 30-х годов прошлого столетия. Английский врач Адриан Хилл стал давать своим туберкулезным больным рисовать — и у них заметили улучшение здоровья.
И только совсем недавно арт-терапию стали использовать психологи для своих пациентов.

— Для каких людей она подходит? Можно ли с уверенностью говорить о том, что любой человек, с каким бы нарушением психики он ни обратился, найдет что-то полезное для себя в этой методике?

— Следует понять,  что арт-терапия — не только для людей с нарушением психики, но и для вполне здоровых. Ведь она направлена на то, чтобы помочь выразить свое внутреннее состояние, содержание, а также скорректировать его. А различные ее формы и средства используются для того, чтобы помочь это сделать.

Например, песочная терапия. В коробке с песком человек с помощью миниатюрных фигурок создает сцену или ситуацию. Задача — построить любой мир по своему желанию. А дальше психолог вместе с клиентом интерпретирует то, что человек «построил».

Метафорические карты — это колода карт, содержащая образы, которые не имеют однозначного толкования. Человеку предлагают выбрать тот, который вызвал у него какую-либо эмоциональную реакцию: умиление, радость, страх, отвращение, гнев, жалость и т.д.

Затем опять же следует интерпретация и связь этого образа с реальными обстоятельствами жизни пациента.

Метод Мандала — это рисунок в круге. Здесь действуют другие приемы интерпретации. Так, психолог уже обращает внимание на то, что в центре, что по краям, какие геометрические фигуры были использованы, — от этого зависит объяснение рисунка.
Маска-терапия основана на том, что в театре маски используются для того, чтобы человек начал испытывать состояние персонажа, чью маску он одел.

— Как понять, какой способ терапии подойдет лучше?

— Все зависит от индивидуальности пациента. И разнообразие методов психотерапии связано с тем, что каждый человек — уникален и выбирает себе то, что позволяет ему полнее раскрыться.

— Может ли арт-терапия «работать» если человек занимается самостоятельно? Или лучше все же обратиться за помощью к профессионалу?

— Самостоятельные занятия имеют профилактическую ценность и позволяют снять напряжение. Занятия творчеством способствуют улучшению как физического, так и психического здоровья. Но если есть какая-то проблема, с которой человек сам не может справиться, то ему необходима помощь психолога. Стадия интерпретации в арт-терапии требует взгляда со стороны. Причем профессионального взгляда.

Причем рисовать или творить лучше в группе, потому что там активизируется творческий процесс, есть особенная групповая энергетика.  В группе люди делают все с большим энтузиазмом. При этом есть возможность слушать интерпретации других, сравнить себя с ними, увидеть себя чужими глазами, понять отличие своего состояния от других.

— С какими трудностями чаще всего обращаются к арт-терапевтам?

— Ко мне, например, чаще всего обращаются с проблемой женского одиночества или парных отношений, отношений с родителями или свекровью. Очень важны также аспекты повышения уверенности в себе, выражения эмоций, детско-родителъские отношения или отношения в рабочем коллективе.

Люди стремятся разобраться в своих проблемах и готовы тратить на это свое время и силы.

Однако  существуют и некоторые психологические барьеры, которые препятствуют освоению ими техники арт-терапии в частности. Главный из этих барьеров — это страх.

Страх того, что сейчас психолог узнает о них то, что рассказывать не хочется. Ведь арт-терапия иногда позволяет психологу заглянуть глубже, чем человек хочет показвать.

— Поделитесь с нашими читателями практическими советами: как снять напряжение, например, после трудной рабочей недели с помощью арт-терапии? Что нужно делать?

— Дома для снятия напряжения очень полезно рисовать свое настроение — особенно беспокоящие вас эмоции. Например, нарисуйте в альбоме гуашью картину под названием «Моя печаль» или «Моя злость (страх, обида или др.)».

Форма рисования — свободная, это может быть абстрактная мешанина цветовых пятен, либо схематическая или аллегорическая зарисовка какой-то сцены, ситуации.

Это позволяет вынести свое внутреннее состояние наружу и посмотреть на него со стороны, перестать отождествляться с нежелательной эмоцией и поискать варианты действий. Ведь одну и ту же эмоцию можно рисовать несколько раз подряд и проследить, меняется ли что-нибудь.

Если есть силы, можно вслед за этим попробовать нарисовать картину «Мое спокойствие (радость, счастье и т.д.)», даже если для них нет видимого повода. Все формы выражения чисто субъективны, индивидуальны. Главное — выразить свой уникальный опыт переживания этой эмоции, свой внутренний мир.

Еще одно очень полезное упражнение, которое можно делать самому, — это нарисовать на одном листе все вещи, которые вам мешают в данный момент чувствовать себя хорошо. Абстрактные аспекты жизни можно выразить в символической форме, например, этот черный квадратик — это моя ссора с мамой, и т.д.

А затем на другом листе нарисовать все вещи, которые я хочу, чтобы появились в моей жизни, так же и конкретно, и символически. Очень полезно делать коллажи из вырезок из журналов, создавая картину своего будущего, например, «моя мечта», «моя семейная жизнь», «мое кругосветное путешествие» и т.д.

Как видим, заниматься творчеством не только увлекательно, но еще и полезно.

Это не только продлевает жизнь, дарит радость, уверенность, развивает умственные способности, воображение и повышает качество жизни в целом, но и способствует пониманию своих трудностей, являясь главным ключом к преодолению личных проблем.

(с) Вечерний Могилев,
Интервью вела

Ксения АВДЕЕВА,
студентка МГУ им. А.Кулешова.

Источник: https://psycenter.by/articles/art-therapy_tvorchestvo_zdorovie

10 простых методов арт-терапии, как снять стресс, повысить самооценку, развить творческие способности

Арт-терапия: помоги себе сам

Арт-терапия – одна из форм психотерапии, основанная на творчестве и самовыражении. Подход используется как средство для снятия стресса, повышения самооценки и осознанности, а также для посттравматического восстановления.

Большинство других форм терапии использует вербальный язык для выражения чувств и преодоления личных преград. В отличие от них, арт-терапия допускает более абстрактные формы общения.

Эта тактика подразумевает выражение элементов подсознания, для озвучивания которых, возможно, пока нет готовности либо способности.

Вам не нужно быть художником, чтобы воспользоваться арт-терапией. На самом деле, большинство упражнений опирается не на конечный результат, который вы создадите, а на терапевтический эффект от самого ритуала творческого процесса. Если вас заинтриговала возможность релаксации через художественное воображение, то этот комплект методов для вас.

Мы предлагаем рассмотреть 10 простых способов, которые помогут вам исследовать своё внутреннее «Я». Не все они могут оказаться пригодными конкретно для вас, но хотя бы один из этих методов по своей полезности станет художественным эквивалентом продолжительно приёма тёплой, ароматной ванны.

1. Открытка своими руками, которую вы никому не отправите

Если вы испытываете чувства к кому-либо, в которых не готовы признаться, если вы сердитесь, но знаете, что лучше сдержаться от гневных высказываний, попробуйте в подробностях это расписать.

Само написание текста несёт терапевтический эффект, а проектирование открытки его усиливает и активирует различные участки мозга.

Когда закончите, запечатайте письмо, подпишите и отправьте в мусорную корзину (или задвиньте в дальний ящик стола), если вы его найдёте, послание потеряет часть своей силы.

2. Нарисуйте картину и создайте коллаж

Нарисуйте картину на бумаге или картоне, когда закончите, разрежьте ёе на части или разорвите. Затем используйте кусочки в качестве составляющих элементов для нового произведения искусства – коллажа.

Посмотрите, как ваше оригинальное творение превращается в нечто новое, интересное, непредсказуемое.

Это упражнение указывает на непосредственную тесную связь между созиданием и разрушением, поощряет нас рисковать, подталкивает к креативу и в других аспектах жизни.

3. Постройте алтарь любимого человека

Вдохновитесь народным творчеством и создайте алтарь в честь отношений между вами и другим человеком, жив он или нет. Украсьте святыню фотографиями, письмами и реликвиями, напоминающими о временах, проведённых вместе, а также новыми арт-объектами, созданными вами в честь этих отношений.

Используйте всё, что может стать художественным материалом, от подарков до конфетных обёрток, если вы знаете, что это ЕГО любимые конфеты.

Сооружение такого алтаря другому лицу пробуждает воспоминания и служит физическим проявлением отношений, что может обеспечить душевный комфорт в сложные времена.

4. Рисуйте в полной темноте

Большая часть напряжения, от которого мы страдаем, занимаясь творчеством, прибывает из критики и суждений, кажущихся неизбежными на каждом шагу.

Попытайтесь создать произведение искусства в полной темноте, чтобы освободиться от того внутреннего критикана-искусствоведа, который обитает в вашей голове. (Представьте себе это как слепой контурный рисунок.

) Вы вдруг освобождаетесь для создания линий, фигур и узоров. Включив свет, скорее всего, изображение вас удивит.

5. Раскрасьте своё физическое состояние

Лягте и закрой глаза. Представьте своё тело, как вы дышите. Попробуйте представить себе цвет воздуха, который вы вдыхаете и тот, что выдыхаете.

Что вы видите? Нарисуйте контур своего тела на большом листе бумаги и закрасьте его акварелью, основываясь на физическом состоянии.

Подумайте о том, что эти цвета значат для вас, где они сконцентрированы больше и где меньше. Это ваш самый релаксирующий автопортрет.

6. Зентангл (Zentangle): рисование-медитация

Зентангл (дзен-тэнгл, дзен-тангл, дзен-тэнглинг, дзен-танглинг) – это метод рисования придуманный Риком Робертсом и Марией Томас. Его разработали, чтобы сделать рисунок медитативным и доступным для всех.

Технике можно обучиться у знающего специалиста либо освоить самостоятельно. Для этого вам потребуется лист бумаги, в оригинале квадрат со стороной 9 см, по краям которого вы карандашом от руки нарисуете границу, можно неровную.

Внутри получившейся области рисуют линии, так называемые «строки».

Теперь переключитесь на ручку и начинайте выводить серию паттернов или повторяющихся узоров вокруг «строки». Вот вы и нарисовали зентангл. Процесс предназначен для стимулирования ритуала творения и оставляет место для человеческих ошибок – стирать ничего нельзя, таковы правила.

Традиционно зентангл чёрно-белого цвета, но многие одобряют и эксперименты с цветностью. Весь процесс должен занять не более 15 минут, его можно повторять всякий раз, когда вам того захочется.

Держите под рукой 9-сантиметровые квадратики, чтобы при вдохновении вы могли их заполнить абстрактными рисунками.

7. Позвольте себе

Подумайте о социальном и самоналоженном давлении, которое вы испытываете изо дня в день, о личных чертах характера, которые считаете недостатками, о промахах, в которых вы видите свои ошибки.

Выберите одну из таких вещей и в декоративных деталях позвольте её себе. Если обернуть неудачу в достижение, можно свести к минимуму чувство нелюбви к себе, что способствует достижению более важных целей.

Помните, что это художественный проект, поэтому сделайте его красивым.

8. «Напишите» стихотворение-коллаж

Не считаете себя поэтом? Тогда пусть кто-то другой сделает самое сложное, напишет слова, а вы подберёте себе материал из старых книг, журналов, газет или даже писем.

Вырежьте слова, которые выскакивают перед вами или вдохновляют вас. Складывайте их в композиции, как если бы вы составляли визуальный коллаж. У вас с самого начала может быть задумана тема или сюжет.

Либо просто начните работать и увидите, куда приведёт вас такой словесный коллаж.

9. Создайте свой уникальный инструмент для рисования

Вместо того, чтобы долго рисовать картины, почему бы не сосредоточиться на разработке альтернативной самодельной кисти? Вы можете изготовить оставляющий отметины инструмент, практически из чего угодно: будь то ряд зубочисток, приклеенных к картонной основе, или самодельная кисть из помпонов и пряжи. Когда вы, наконец, сделаете себе новый прибор для рисования, то частично откажитесь от контроля над художеством, которое, конечно, само по себе также является произведением искусства.

10. Сделайте коробку прощения

Если есть такой человек – включая самого себя, – к которому вы больше не хотите питать негативных эмоций, попробуйте сделать для него коробку прощения.

Украсьте её успокаивающими изображениями и словами, которые могут характеризовать человека либо соответствовать желаемому внутреннему состоянию.

Вы можете написать на листке бумаги, как его зовут, и положить в эту коробку, при необходимости, имя можно удалить либо заменить. Акт создания коробки будет содействовать приятным воспоминаниям о том, для кого она предназначена.

По материалам huffingtonpost.com

Источник: https://cameralabs.org/7400-10-prostykh-metodov-art-terapii-kak-snyat-stress-povysit-samootsenku-razvit-tvorcheskie-sposobnosti

Как бороться со стрессом с творческим подходом? Арт-терапия в помощь

Арт-терапия: помоги себе сам

Арт-терапия – явление в психологической практике достаточно молодое, но уже очень популярное.

Все больше и больше людей выбирают занятия различными видами искусства как метод положительного воздействия на собственное эмоциональное состояние, будь то, например, изотерапия, песочная терапия или фототерапия.

Что такое арт-терапия, как она воздействует на человека и какие виды арт-терапии существуют – читайте далее.

Что такое арт-терапия?

Буквально арт-терапия означает «лечение искусством». Она заключается в том, что человек получает возможность самовыражения с помощью творчества. Причем успешность арт-терапии не зависит от того, на каком уровне находятся его творческие способности.

Арт-терапия помогает:

  • снять стресс и напряжение;
  • избавиться от негативных переживаний;
  • справиться с различными страхами;
  • познать себя и повысить свою самооценку;
  • обрести душевное равновесие.

К арт-терапии обращаются люди самых разных возрастов, страдающие от депрессии, возрастного кризиса, различного рода зависимостей и психологических травм. Нередко арт-терапевты работают с больными в реабилитационный период, людьми с ограниченными возможностями или умственной отсталостью.

Хороший эффект арт-терапия имеет при групповых занятиях, поэтому к ней прибегают молодые пары, семьи, коллеги по работе и т. д.

Виды арт-терапии

Выделяют следующие виды арт-терапии:

  • Изотерапия – арт-терапия, связанная с различными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, лепкой, аппликацией, росписью и т. д.
  • Музыкотерапия – арт-терапия с помощью музыки. Включает в себя прослушивание песен и инструментальной музыки, игру на музыкальных инструментах, пение.
  • Кинезитерапия – лечение танцем и движением. Сюда входят занятия танцами, подвижные игры, сеансы массажа и лечебная физкультура.
  • Библиотерапия – арт-терапия посредством чтения или написания собственных произведений. Литература может быть самая разнообразная, и по форме, и по содержанию. В библиотерапии выделяют сказкотерапию – лечение сказками.
  • Песочная терапия – арт-терапия, главным инструментом которой является песок. Песочная терапия включает в себя пересыпание песка, песочную анимацию, возведение песочных скульптур и замков.
  • Имаготерапия – арт-терапия на основе драматического искусства, которая предполагает постановку театральных сценок.
  • Фототерапия – в нее могут входить проведение фотосессий и фоторепортажей, слайд-терапия, фотопрогулка и т. д.

Некоторые специалисты выделяют так называемую арт-синтезтерапию, включающую в себя разные виды арт-терапии, например, и рисование, и прослушивание музыки, и создание фотографий.

Очень популярной среди остальных видов в последнее время стала песочная терапия, особенно с песочной анимацией: кроме того, что работа с песком сама по себе очень успокаивает, это еще и очень необычное и интересное занятие.

Но чаще всего под арт-терапией подразумевают именно изотерапию – она является и эффективной, и наиболее доступной, и интересной для всех. Многие люди после занятий продолжают развивать свои творческие способности и находят новое хобби.

Техники и приемы арт-терапии

Рассмотрим одни из самых интересных техник, которые применяются специалистами на личных и групповых сеансах арт-терапии.

  • Автопортрет: посредством рисунка нужно изобразить свою личность, интересы, стремления и образ жизни, показать свой собственный мир.
  • Изображение эмоционального состояния: всего за несколько минут каждый участник арт-терапевтического сеанса рисует свое внутреннее состояние, используя различные линии, формы и штрихи. Рисунок должен быть просто символическим, пусть творческие способности вас не волнуют.
  • «Как ребенок»: с помощью пассивной, нерабочей руки нужно нарисовать то, чем вы больше всего любили заниматься в детстве. Задание может вызвать яркие детские образы и сильные переживания.
  • Глиняный амулет: попробуйте поработать с глиной и создать свой собственный оберег. Хорошенько подумайте над тем, какую форму и текстуру ему придать, так как он должен символизировать что-то особенное.
  • Работа с бумагой. Хороший вариант для группового сеанса – коллективное создание бумажной скульптуры или оригами. Нужно передавать бумажный лист от одного участника к другому, и каждый должен вносить в фигурку свои изменения. Также участники могут создать разные фигурки и подумать, как объединить их в общую композицию.
  • Рисуем каракули: еще одна техника для работы с группой – первый участник рисует на бумаге произвольные линии и закорючки, не имеющие смысла, а следующий участник должен выделить среди них какой-то образ и при необходимости его дополнить.

Арт-терапевт помогает своему клиенту подобрать наиболее подходящую технику, определиться с тем направлением, в котором ему нужно двигаться, подтолкнуть человека к пониманию своего «Я», собственных ресурсов и возможностей.

Идеи антистрессового домашнего творчества

Мы выяснили, что проведением арт-терапии занимается квалифицированный специалист, но как быть тем, у кого нет возможности посещать арт-терапевта? Давайте рассмотрим несколько интересных идей домашнего творчества, которые частично заменят профессиональную арт-терапию и помогут вам отвлечься от негативных эмоций.

Коллаж своими руками

Составление коллажа – любимый способ борьбы со стрессом для многих людей; стоит только попробовать, и эта затея с головой вас увлечет. Для коллажа вам понадобятся: ватман размера А3, различные журналы и/или распечатанные фото и картинки, цветные карандаши, ручки или фломастеры, ножницы и клей. 

Подумайте о том, что вам нравится больше всего, что вызывает у вас положительные эмоции, чего вы желаете добиться в жизни, чем хотите обладать или что увидеть. Набор образов, который у вас при этом возникнет, вам и нужно воплотить на бумаге.

Вы можете вырезать целые изображения или их фрагменты, фразы и отдельные слова. Схему коллажа можно заранее сделать в фотошопе, но лучше работать экспромтом, полагаясь лишь на свое воображение и полностью отдаваясь процессу.

Коллажирование не только поможет вам снять стресс, но и почувствовать себя творцом новой реальности, стать увереннее в себе и своих стремлениях.

А главное, творческие способности не имеют никакого значения – коллаж просто не получится сделать неправильным.

Зентанглы и зендудлы

Популярными в последнее время стали такие техники медитативного рисования, как дудлинг, зентанглинг и зендудлинг.

Дудлингом называют процесс рисования произвольных узоров – когда человек, почти не задумываясь, автоматически рисует на бумаге то, что приходит ему в голову.

Зентанглинг, наоборот, требует повышенной концентрации. Чтобы нарисовать зентангл, расслабьтесь, вспомните о чем-нибудь приятном. Затем нарисуйте на бумаге четыре точки, примерно образующие квадрат. В полученных границах проведите несколько линий-струн, которые произвольным образом поделят ваш зентангл на секции. Начинайте рисовать в каждой секции узор, который приходит вам в голову.

Каждому элементу уделяйте особенное внимание, тщательно прорисовывайте все детали и не выходите за линии границ. Подробнее смотрите в видео:

Еще более популярной является техника зендудлинг. Как и зентангл, зендудл – это продуманный узор, но, подобно дудлам, он не нуждается в четких границах. В этой технике сейчас рисуют целые картины.

Терапевтический эффект от зентанглинга и зендудлинга заключается в том, что человек полностью сосредотачивается на создании рисунка, расслабляется, забывая про время, не торопясь и не боясь ошибиться. Результат в данном случае имеет меньшее значение, чем сам процесс.

Раскраски-антистресс для взрослых

Совсем недавно в Интернете и на прилавках магазинов стали появляться специальные раскраски-антистресс для взрослых, выполненные в технике зендудлинг. Соответственно, все узоры-зендудлы в них уже нарисованы, остается только добавить к ним яркие цвета, поэтому от вас требуются лишь цветные карандаши и наличие свободного времени.

Терапевтический эффект, который дают раскраски-антистресс для взрослых, похож на эффект от рисования зендудлов: способствует релаксации, снимает напряжение и даже головную боль.

Как выглядят раскраски-антистресс для взрослых и как их разукрашивать, смотрите в следующем видео:

Источник: http://megapoisk.com/art-terapija-kak-spravitsja-so-stressom-tvorcheski

Исцеление творчеством: методы арт-терапии и советы психолога

Арт-терапия: помоги себе сам

Многие из нас слышали об арт-терапии, но далеко не всегда есть возможность достичь полного понимания этого понятия, того, что оно означает, и тем более – возможностей, которые появляются в зависимости от наших целей.

На самом деле, потенциал арт-терапии способен помочь человеку проявить то, что скрывалось глубоко внутри, за гранями его собственного понимания, стать новым способом самопознания, эмоционального раскрытия, а также поиском ответов на давно беспокоящие вопросы.

Разобраться в теме современной арт-терапии помогла Елена Вознесенская – кандидат психологических наук, президент Всеукраинской общественной организации «Арт-терапевтическая ассоциация».

Что такое современная арт-терапия?

Изначально арт-терапия возникла на стыке искусства, психологии и медицины, поэтому и развитие ее протекает в зависимости от развития этих сфер деятельности человечества. Можно сказать, что арт-терапия постоянно развивается, и в своем развитии следует за развитием искусства.

Так в арт-терапию, например, вошел постмодерн с новыми подходами как к терапии, так и к искусству – инсталляциями, перфомансами, ленд-артом… Арт-терапия – это не явление, это серьезный психотерапевтический подход, который при кажущейся простоте применения очень глубок и дает мощный психотерапевтический эффект.

А основная «концепция» – исцеление с помощью творческого самовыражения – осталась неизменной. Арт-терапия – это вид психотерапии и психологической помощи, основанный на искусстве и творчестве. Как видим, ключевое слово здесь “арт” – искусство. Когда мы определяем арт-терапию, мы используем понятие “исцеление”.

Арт-терапия – это способ исцеления с помощью искусства. “Исцеление”, в нашем понимании, это достижение целостности – в первую очередь, психической. Оно связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Искусство является психотерапевтическим по своей природе и сущности.

И арт-терапевт целенаправленно использует искусства и творческую деятельность для сопровождения клиента в кризисный период.

Какие возможности предлагает арт-терапия, на что она способна?

Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. В арт-терапии возможно применение любых психологических теорий и моделей. Только языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки.

Арт-терапию можно применить в работе с любой проблемой – с травматическими переживаниями, с тем, о чем невозможно говорить, с психосоматическими заболеваниями, с межнациональными конфликтами, примеры можно приводить очень долго.

Арт-терапией работают с детьми, которые еще не могут выразить словами свои чувства и эмоции, с пожилыми людьми, улучшая качество их жизни, эмоциональный настрой, с пострадавшими, находящимися в состоянии шока.

В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие саморегуляции и т.д.

Навредить арт-терапия не может, хотя может навредить арт-терапевт, если неглубоко понимает особенности применения творческих заданий, материалов, не осознает воздействие творчества.

Суть и польза наиболее распространённых методов арт-терапии

В арт-терапии столько методов, сколько видов искусства: арт-терапия (в узком смысле – использование изобразительного творчества), музыкотерапия, драматерапия, танцевально-двигательная терапия, библиотерапия (использование литературного творчества – сочинение сказок, эссе, хокку и других жанров поэзии)… Не может быть метода, например, мандалатерапии, поскольку для исцеления недостаточно гармонизации состояния с помощью создания мандал, а требуется более широкий контекст осознания себя, своих чувств, потребностей, устремлений, взаимодействия с миром, формирование навыков построения отношений, личностное развитие и психологическая зрелость. Создание мандал (так называемая «мандалотерапия») является, на наш взгляд, лишь одной из методик арт-терапии в узком смысле этого слова – исцеления с помощью создания художественных образов.

Благодаря тому, что в процессе рисования (и вообще создания любых изображений) у нас активно задействуется правое, творческое полушарие мозга, то левое, отвечающее за анализ информации, меньше включается в критику. Поэтому важно именно спонтанное выражение эмоций через процесс творчества.

Нужно просто сосредоточиться на рисовании, не думая о том, каким будет его результат. Так удастся избежать негативных эмоций, переживаний по поводу того, что результат далёк от совершенства.

Освобождённое от внутреннего контроля, подсознание открывает доступ к внутренним ресурсам, что даёт ключ к пониманию себя, а также источнику творчества и новых идей.

Восстановление сил при помощи музыки

Музыка, как мы знаем, влияет на наше внутреннее состояние. Но она способна воздействовать не только на эмоции, но и на тело человека.

Активная музыкотерапия – человек сам участвует в создании музыки (в основном – простыми инструментами, доступными аматору).

Такая терапия применяется чаще всего в группах, где каждый человек играет на своём инструменте, и целью будет налаживание эффективной коммуникации между людьми.

Танец – интеграция тела и эмоций

Танец помогает освобождению из тела эмоций (и позитивных, и негативных), которым человек не давал выхода в повседневной жизни. Оставаясь невыраженными, они влияют на работу тела: создают зажимы, мышечные блоки.

Танцевально-двигательная терапия помогает как предотвращать образование блоков, так и разрушать их.

В процессе человек может почувствовать, что улучшается не только его эмоциональное состояние (например, снижается уровень стресса), но и физическое – в движениях появляется больше свободы, их уже ничего не сковывает. Тело и эмоции приходят к равновесию.

Но групповые занятия с тренером по танцам для этой цели не подойдут – как и во всех других видах арт-терапии, терапию должна сопровождать свобода, а направлять движения может только текущее внутреннее состояние человека. Поэтому, больше спонтанности!

Раскрытие игрового и эмоционального потенциала – драматерапия

Игровая терапия соединяет в себе возможности техник по развитию воображения (например, сочинительство) и двигательных, поскольку участвует и тело.

С её помощью можно обыграть беспокоящую ситуацию и осознать то, что происходит на более глубоких уровнях бессознательного.

При драматерапии полное вовлечение в происходящее, «здесь и сейчас», помогает развивать сосредоточенность; совершенствуются навыки изобретательности, решимости, памяти; появляются ответы на волнующие вопросы, появляется возможность чувствовать себя лучше.

Литературное творчество и сочинительство

Так же, как и драматерапия, терапия литературой способна помочь прожить альтернативные сценарии из прошлого, чтобы избавиться от угнетённого состояния или облегчить его. Или же задействовать воображение для сочинения вариантов событий будущего.

Многие известные практики по раскрытию творческих способностей – это библиотерапия в её активной форме, например, техника “утренние страницы”.

Необходимо полностью отключить голос “внутреннего критика” и писать лишь то, что приходит в голову, при необходимости предварительно задавая вопрос.

Анализ написанного, если целью является генерация новых идей, происходит уже после того, как запись завершена.

Зачастую невозможно отнести ту или иную технологию к определенному виду или форме арт-терапии. В психотерапевтическом пространстве обычно практикуется мультимодальный подход – использование нескольких видов искусств, последовательная работа в нескольких творческих модальностях.

Когда группа создает карту, на которой отражены места событий только что написанной сказки, после чего происходит ее драматизация – к какому виду отнести это занятие: к драматерапии, собственно арт-терапии или все же сказкотерапии? ведь в основу всего легла сочиненная сказка.

Рисунок движений или танец нарисованного персонажа – это арт- или танцевально-двигательная терапия? Соединение разных форм терапии творчеством позволяет максимально мобилизовать творческий потенциал клиентов и найти те способы творческого самовыражения, которые в наибольшей степени отвечают их возможностям и потребностям, и предоставить каждому дополнительные возможности выражения своих чувств и мыслей.

Существуют ли универсальные методы арт-терапии?

Арт-терапия как метод исцеления с помощью творческого самовыражения может быть полезен всем клиентам, с любыми проблемами.

Арт-терапевт выбирает (или создает) конкретную методику или использует какую-то технику для определенного клиента с учетом его запроса, жизненной ситуации. Без арт-терапевта – не будет арт-терапии.

Наверное, единственное, что может использоваться для самоисцеления – это создание мандал. Рисование мандал будет гармонизировать эмоциональное состояние, но не будет арт-терапией без профессионального арт-терапевта.

Может ли человек самостоятельно определить цели и методы проработки с помощью арт-терапии?

Человек приходит на психотерапию уже с запросом, т.е. с определенной целью. Или же определяет эту цель вместе с терапевтом (арт-терапевтом) на первых встречах. Но нельзя определить направление и методику, не будучи специалистом самому. Можно использовать метод «проб» – какой-то метод может не подойти. Но вряд ли человек может это определить сам.

Например, такая распространённая проблема, как нехватка вдохновения, может быть следствием эмоционального выгорания, результатом травмирующего опыта, обусловлено особенностями развития и воспитания. Арт-терапевт не работает с симптомом (и не только), арт-терапевт работает с человеком.

Для использования арт-терапии в психологической практике нужна специальная подготовка.

Арт-терапия лишь внешне легка в применении, это только кажется, что можно дать клиенту тему для рисования и в конце его похвалить. Подготовка арт-терапевта длится не один год.

Он должен иметь знания как из области психологии, так и из творческих специальностей, должен быть творчески развитым и личностно зрелым.

Он должен понимать, как влияет на психику клиента тот или иной материал, почему в одном случае нужно дать акварель, а в другом – пластилин, в одном случае – предложить сочинить сказку, а в другом – “станцевать” свое состояние.

Арт-терапия в своём личном режиме – с чего начать?

Знакомство с арт-терапией можно начать со знакомства с арт-терапевтом. Именно он подберет необходимые методики и техники для такого знакомства. Арт-терапия – это не рукоделие и не «просто порисовать». Арт-терапия – это психотерапевтический метод.

Для улучшения эмоционального самочувствия, развития творческих возможностей, повышения энергии, расширения горизонтов личностного развития подходят любые виды творчества и не только. Кому-то важным оказывается взаимодействие с природой, кому-то – спорт, кому-то живопись, кому-то – общение с друзьями. Каждый человек находит себе занятие, которое его радует, дает ресурс.

Я иногда предлагаю клиентам вести «дневник удовольствий» и каждый день записывать, что порадовало, что доставило удовольствие: аромат кофе утром, красивый закат, неожиданная встреча, ванна с пеной… Каждому – свое.

Самое главное

  1. Искусство является психотерапевтическим по своей природе. Исцеление связано с духовной целостностью, гармонией духа и тела. Творчество в любом виде может помочь в проживании и выражении своего внутреннего мира.
  2. Арт-терапия может быть полезна людям с любыми проблемами.

    Арт-практики, кроме того, что помогают решить существующие проблемы, дают возможность лучше познать себя. Сначала происходит постановка задачи, с которой предстоит работать, а затем определяется одна или несколько методик, поскольку универсальной не существует.

  3. Арт-терапия не может навредить.

     «Противопоказанием» к занятиям определёнными арт-терапевтическими практиками может быть принадлежность к творческой профессии. Например, художник будет стремиться создать эстетически привлекательный продукт, а не выразить содержания своего внутреннего конфликта. Только это условное противопоказание – с художником можно петь или танцевать, а с хореографом – сочинять сказки.

  4. Арт-терапия не имеет ограничений в использовании. Языком общения становятся не только слова, но и художественные образы, движения тела, музыкальные звуки. В любом случае будет улучшение состояния, расширение возможностей, развитие.
  5. Методики арт-терапии требуют присутствия квалифицированного специалиста.

    Самостоятельную практику позволяет проводить только создание мандалы, которое будет гармонизировать эмоциональное состояние, поможет подключиться к источнику вдохновения, получить ответы на вопросы.

психологиясчастьетворчествоэмоции

Источник: https://human-being.space/humeaning/istselenie-tvorchestvom-metody-art-terapii-i-sovety-psihologa

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.