Санкт-Петербург. Шедевры подземной архитектуры

Содержание

Необычная архитектура домов Петербурга

Санкт-Петербург. Шедевры подземной архитектуры

:  5 / 5

В Петербурге не только дворцы и шпили, но и обычные дома создают удивительную атмосферу, в которую влюбляешься. В каждом доме есть что-то уникальное: своя история или просто необычная деталь:

1. Дом из русской сказки

Этот дом, построенный в 1900 году по проекту архитектора Н.Н. Никонова, необычен он тем, что украшен совсем не по-питерски. Такой декор скорее напоминает русскую народную сказку: расписные ставни и окна, башенки и изразцовые ширинки, узорчатые кокошники на фасаде.

После пожара этот сказочный дом был отреставрирован. На сегодняшний день он стал еще более ярким и сказочным. 

Адрес: Колокольная, 11

2. Дом-треугольник

Доходный дом Н. В. Безобразовой, построенный в 1903-1905 знаменитым архитектором Бенуа, в плане представляет собой гигантский треугольник, который числится аж по трем адресам. Своим острым углом это здание выходит к одному из изгибов на канале Грибоедова.

Интересно, что средняя часть фасада включает в себя еще одно здание, более старое, возведенное в 1850 г.

Адрес: Сенная площадь 13, Гривцов переулок 11 и набережная канала Грибоедова 50-54

3. Дом-колбаса

Недалеко от метро Ломоносовская расположен дом, появившийся во время великих строек: это один из самых длинных домов Петербурга. Он порядка 300 метров и изгибается, как змея.

В пору строительства предполагали, что в светлом коммунистическом будущем готовить дома будет не нужно, а мыться и стирать все дружно будут в банном комплексе — так что изначально в доме нет ни кухонь, ни ванн.

Адрес: ул. Бабушкина, д. 61

4. Дом-кольцо

На набережной Фонтанки стоит необычное для Питера жилое здание: внутренний двор здесь имеет правильную круглую форму. Сюда нужно зайти и посмотреть наверх: небо словно обрамлено рамой этогодома.

Адрес: наб.Фонтанки, д. 92

5. Дом-ларец

На набережной другой петербургской реки расположился очень симпатичный угловой особняк архитектора В. А. Шретера, который притягивает взгляд. На фасаде можно разглядеть треугольник и циркуль — возможно, указывающие именно на профессию хозяина.

Адрес: ул. Писарева, д. 2

6. Дом-улыбака

На вид обычная питерская девятиэтажка в этот список попала, потому что заряжает позитивом тех, кто обращает внимание на мелочи. На крыше серого дома всем прохожим улыбается кусок, собственно,дома.

Адрес: проспект Солидарности, 23

7. Дом из Питер FM

Дом, известный многим по фильму, очень красиво смотрится издали благодаря яркому асимметричному фасаду. Это дом купца Капустина, одного из первых российский автолюбителей, учредитель и казначей Санкт-Петербургского Автомобиль-Клуба. Говорят, во дворе дома даже сохранился гараж, специально устроенный для его автомобиля.

Адрес: набережная реки Фонтанки, 159

  Глаз задерживается на башенках со шпилями, скульптурах и лепнине, решетках балконов и перил, элементах готики и деталях в типично русском стиле. Купец первой гильдии хлеботорговец Н.М. Полежаев стараниями талантливого архитектора И. Яковлева знал, как привлечь богатых клиентов. 

Сейчас дом известен еще и тем, что режиссер В. Бортко снимал в нем сцены с квартирой на «Садовой, 302-бис» для фильма по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 

Адрес: улица Старорусская, 5/3

9. Здание с часовой башней

Российскому ученому Менделееву принадлежала и идея создания помещения, в котором бы сверхточный часовой механизм, максимально эффективно функционировал, отсчитывая секунды, являющиеся общепринятыми единицами времени. 

В 1902 году российский ученый создал проект такого здания – специальную башню с венчающим ее куполом идеально круглой формы.При помощи прямого бронированного кабеля стал поступать и на другие городские часы – в Зимнем дворце, в Главном штабе и в здании Министерства финансов России.

Адрес: улица 1-я Красноармейская, 1  

10. Торговый комплекс «Штрих-код»

Комплекс создали зодчие из архитектурной мастерской «Витрувий и сыновья». Кстати, изначально планировалось строительство двух зданий, ещё одно должно было стоять напротив, на четной стороне улицы. 

Адрес: Народная улица, 3

11.  Фондохранилище Государственного Эрмитажа

Это одно из самых технически совершенных специализированных хранилищ. Фондохранилище Эрмитажа занимает площадь около 35000 квадратных метров и представляет собой целый комплекс зданий. Под крышей комплекса расположилось само фондохранилище предметов искусства, лекторий, выставочный зал и реставрационная зона.

Впервые в России здесь реализован принцип открытого хранения. Это значит, что любой желающий сможет посмотреть экспонаты.

Записавшись на инструкцию, хранители музея проведут по интересному маршруту внутри хранилища и познакомят с принципами устройства здания. А если вдруг станет необходима реставрация Зимнего дворца, то фондохранилище послужит настоящим спасением для перегруженного музея.

Адрес: Заусадебная улица,  37

12. Шедевр Густава Климта на стене дома в Кудрово

В рамках программы благоустройства квартала на торцевой стороне дома №7 появилась картина «Портрет Адели Блох-Бауэр I». В скором времени другую сторону здания преобразит еще одна работа Климта — «Поцелуй».

13. Дом городских учреждений

 
Необычность сооружения заметна сразу: поражает удивительный лепной декор, а также фигуры грифонов и химер, небольшие башенки.

Как найти: на перекрёстке Садовой и Вознесенского проспекта, № 57/55

Посетители

15597 Просмотры

Источник: https://piteronline.tv/progulki/neobychnye-doma-peterburga

Почему в Санкт-Петербурге так красиво

Санкт-Петербург. Шедевры подземной архитектуры

Петербургское барокко можно разделить на петровское и елизаветинское.

Этот стиль выделяли сложные и причудливые формы, пышность. Барокко было популярно на Западе, однако петербургское от западноевропейского отличается. Петровское возникло в итоге совместной работы приглашённых царем архитекторов, в основном из Италии и Франции.

Строились больше простые, прямоугольные дома, не особо затейливые. Фасады часто украшались фронтонами, пилястрами, крыши — шпилями, а комнаты располагались анфиладой.

До наших дней сохранились Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Кикины палаты, Александро-Невская лавра, Кунсткамера.

В годы правления Елизаветы в столице строили дворцы, храмы, усадьбы, их отличало разнообразие декора, живописность. Внутри были большие залы, парадные лестницы. В интерьерах — причудливость, мотивы из области фантастики, лепнина, резные украшения, большие зеркала. Главным мастером был Растрелли. К зданиям того времени относятся в основном дворцы: Зимний, Аничков, Строгановский.

Классицизм

Классицизм нес идею простоты, строгости и величия. Его архитектуру отличают сдержанность и монументальность, торжественность, наличие колоннад, аркад.

Одним из первых таких зданий был возведен дворец графа Разумовского, с парадным двором, большими воротами, высоким ограждением, сейчас это корпус РГПУ, на набережной реки Мойки, 48.

В интерьерах внутри зданий активно использовались копии античных скульптур, или древние мотивы, декоративные элементы древних цивилизаций. Яркий пример классицизма — Таврический дворец.

В конце 18 века появляются элементы готики, к таким зданиям относится Чесменский дворец треугольной формы с башенками, парапетами и стрельчатыми окнами.

Ампир

Ампир был завершением эпохи классицизма. Этот стиль пришел из Франции, и в Петербурге нес цель прославления могущества государства-победителя.

Стало еще больше парадности и монументальности. Здания торжественны, величественны, и строго симметричны.

Используется много символов Древнего мира: орлы, лавровые листья и доспехи. Появляются декоративные элементы – колонны и триумфальные арки.

Основные памятники этого стиля — Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Главный штаб, Михайловский дворец, Александринский театр. Павильоны в саду аничкова дворца имеют огромные окна-арки, украшены фигурами воинов, колоннами.

Шедевром этого стиля в городе на Неве стал Исаакиевский собор, в его проекте преобладают простые фигуры – треугольник, цилиндр, квадрат, купол.

Эклектика

Для эклектики характерно смешение различных стилей, сам он не новый. В основном это подражание древним стилям: византийскому, древнерусскому, подражания античности, барокко. Дома этого периода украшали неоготичными башнями или необычными статуями, все ради стремления выделиться.

Самые известные постройки в стиле эклектики — дом Кейбеля, он словно кукольный домик с красной кирпичной башенкой; Дворец Белосельских-Белозерских и Мариинский дворец — в стиле необарокко. Жемчужина неорусского стиля — храм Спаса-на-крови. Мотивы ренессанса явно можно проследить в зданиях некоторых вокзалов Петербурга, например, Московского.

Модерн

Этот стиль появился на рубеже 19-20 веков.  Он стал отходом от прямых, упрощенных форм. Его черты — асимметричные фасады, свободная планировка.

Заметно подражание самой природе, у которой нет строгих форм, поэтому мода в эпоху модерна — на растительный орнамент, живописные элементы, узоры, ажурные конструкции. На фасадах активно используется мозаика, витражи.

Наиболее заметные памятники этой эпохи — магазин купца Елисеева, Дом фирмы «Зингер», Витебский вокзал.

Отдельное течение стиля — северный модерн, его памятники в других российских городах почти не встречаются. Фасады зданий говорят о суровости северной природы: используются крыши с острыми углами, отделка из гранита, шестиугольные окна, скандинавские мотивы. Одним из первых таких зданий стал доходный дом Лидваль.

Конструктивизм

Для него характерен отказ от каноничности, упрощение форм. Преимущество функциональности здания над его формальным воплощением, соответственно — лаконичность, строгость геометрии. В этом стиле строились многоквартирные дома, универмаги, клубы, дома культуры. Познакомиться с этим стилем можно, взглянув на здание школы им. 10-летия Октября или Института народов Севера.

Постконструктивизм — переход уже к советской монументальности. Появляются арки, карнизы, лоджии, колонны. В Петербурге подобные здания встречаются нечасто, но можно привести в качестве памятника постконструктивизму величественное здание Фрунзенского универмага.

Советский монументализм

Отличается крупными формами, богатой отделкой наружной части здания с барельефами, скульптурами, наличниками.

В этом стиле сталинского времени первыми начинают строить жилые дома и общественные здания.

А наиболее точные памятники стиля — Дом Советов и другие здания на Московском проспекте.

Позже здания становятся еще более упрощенными и строгими, в стиле минимализма — появляются типовые проекты домов, школ, магазинов. Строятся и уникальные, например до сегодняшнего дня сохранились, как памятник советскому времени, Дворец спорта Юбилейный.

Постмодернизм

В конце 20 века архитекторы отвергают ведущую роль одного стиля. Возникают различные течения — регионализм, хай-тек, стаканизм, кантри, хаотизм, лофт.  Однако, в исторической части Петербурге такие течения мало выражены и почти не попадаются на глаза, как в других городах. Из-за соседства с великими архитектурными произведениями, до уровня которых современные постройки не поднимаются.

Все это страница уже будущей истории.

В общем, Петербург — это наглядная энциклопедия мировой архитектуры на протяжении трех веков. Приезжайте с ней знакомиться.

Источник: http://xn--80aalf3aen7bxbk.xn--p1ai/pochemu-v-sankt-peterburge-tak-krasivo-8-osobennostej-arhitektury.html

Футуризм по-петербургски: пять самых необычных советских зданий города

Санкт-Петербург. Шедевры подземной архитектуры

16:47, 24.03.2017

Геометричные творения архитекторов XX века в обзоре «Карповки».

Футуристические сооружения ХХ века выглядят инородно среди доходных домов и величественных соборов Петербурга. Градозащитники называют необычные здания жемчужинами мировой архитектуры, а жители недоумевают, как они вообще затесались в наш город. «Карповка» выбрала самые оригинальные сооружения прошлого века и попыталась разобраться, зачем они Петербургу.

Силовая подстанция фабрики «Красное знамя»

Статус: региональный памятник

В марте вокруг разрушающейся фабрики разгорелся новый скандал. Градозащитники заговорили о необходимости снести соседнюю новостройку, поскольку она «портит восприятие памятника конструктивизма».

Теплоэлектроцентраль фабрики «Красное знамя» на Пионерской, 53, — единственное сооружение немецкого архитектора Эрика Мендельсона в России.

В 1926 году он построил по заказу Ленинградского треста комплекс зданий для фабрики с доминантой — силовой подстанцией.

Для ленинградских архитекторов она стала образцом нового стиля, а для мировых экспертов – ключевым произведением промышленного авангарда.

В народе подстанция получила название «дом-корабль», а производились там прозаичные чулки и носки.«Форма корабля должна была привезти в Россию современность. Мендельсон видел разрыв между чаяниями раннесоветского времени и его реалиями.

В подстанции нет той повторяемости, которой могут грешить другие модернистские постройки. Но самое потрясающее в ней — интерьеры, залитое светом высокое пространство.

Что-то подобное можно испытать в старом готическом соборе», — отмечает архитектурный критик Мария Элькина.

В 2006 году бизнесмен Игорь Бурдинский выкупил территорию, на которой находится законсервированная ТЭЦ, и планировал создать там культурное пространство. Однако в 2012 году он обанкротился.

Фабрику передали другому предпринимателю — Ивану Архипову, директору по развитию «Балтийской коммерции».

Сейчас предприятие возводит около ТЭЦ элитный жилой комплекс «Дом Мендельсона», который пообещали сдать в 2019 году.

Новостройка возмущает градозащитников, уверенных, что она нарушает восприятие исторического памятника. Активисты требуют снести здание, пока не поздно, а заодно включить ТЭЦ в список ЮНЕСКО. Параллельно власти думают о реставрации подстанции.

На днях эксперты собрались, чтобы порассуждать, чего достойно историческое здание. Среди идей прозвучало создание в нем музея античной скульптуры по аналогии с подобным в римской ТЭЦ.

Архипов не против отдать станцию властям за символическую плату, но только после того, как они определятся с идеей.

Определились власти пока только с одним — реставрации быть. Что конкретно делать с необычным зданием, Албин пообещал решить позже. По мнению Марии Элькиной, городу не удастся сохранить подстанцию. «Реконструкция будет сделана, вероятно, настолько неподходящими методами, что об аутентичности и в научном, и особенно в визуальном отношении говорить будет затруднительно», — добавляет эксперт.

Водонапорная башня завода «Красный гвоздильщик»

Статус: региональный памятник

Башня на 25-й линии Васильевского острова, 4, — еще одно «красное» здание, рядом с которым поселился современный жилой комплекс. Только в отличие от «Красного знамени», у «гвоздильщика» перспектива реставрации туманна.

Первый чугунолитейный завод на этом месте появился еще в XIX веке.

В ХХ веке он превратился в железопрокатный и получил название «Красный гвоздильщик», а в 1930-х дополнился водонапорной башней канатного цеха.

В своем сооружении архитектор Яков Чернихов соединил две геометрические формы: параллелепипед и цилиндр. По задумке автора, конструкция представляет символ предприятия — огромный гвоздь.

«Водонапорная башня — единственный реализованный проект великого архитектора-визионера Якова Чернихова. Если отвлечься от ее ветхости, увидишь невероятную элегантность. Чернихов открыл миру новые пути воображения, метод, из которого могут рождаться архитектурные формы», — комментирует Элькина.

В 2013 году финское предприятие Lemminkainen снесло корпуса завода «Красный гвоздильщик», чтобы построить на их месте жилой комплекс «Илматар». Водонапорной башне повезло — ее сохранили как памятник архитектуры. Финны пообещали отреставрировать канатный цех с башней и создать там лофты.

Однако через два года скандинавы вышли из проекта и передали его Setl Group. Вместе с новым хозяином ЖК сменил и имя – теперь он называется «Палацио». Элитное жилье обещают сдать в конце 2018 года. После смены застройщика о лофтах в башне больше не слышно, вместо этого новый хозяин заявил о планах разместить там ТРЦ.

Сейчас заброшенная башня постепенно разрушается. Особый тленный колорит ей придают выбитые окна, уродливые граффити и строительные отходы.

При этом для зарубежных экспертов она остается шедевром советского конструктивизма.

По словам историка архитектуры Маргариты Штиглиц, во время международного съезда специалисты в первую очередь захотели посетить не петровские шедевры, а каменный «гвоздь».

Дворец культуры имени Кирова

Статус: федеральный памятник

Дворец культуры на Большом проспекте Васильевского острова, 83, проектировался как самый крупный в стране.

 По словам историка архитектуры и члена ИКОМОС Александра Кречмера, «монументальное здание сочетает в себе выразительную конструктивистскую композицию и модернизированную классицистическую отделку».

 Строительство «социалистического дворца» началось в 1930 году на Смольнинском поле и шло с большими перерывами. Неосуществленный проект театрального зала на 4000 человек стал прототипом для БКЗ «Октябрьский», введенного в строй в 1967 году.

«Здание относится уже не вполне к авангардной архитектуре, здесь сталкивается модернизм и декоративный стиль, то, что в Европе называют ар-деко.

Это одна из лучших работ Ноя Троцкого, в ней точно отразился дух времени.

Эстетика здания близка, пожалуй, к тому, что мы видим в фильме «Метрополис» Фрица Ланга — футурология, которая, однако, опирается на традиционные основы», — рассказывает Мария Элькина.

В начале XXI века парадную площадь перед дворцом начали застраивать высотными зданиями «Биржа», «Финансист» и «Престиж».

 «Жесткие силуэты высоток находятся в резко противоречии с характером застройки не только площади, но и значительной части Васильевского острова.

Эти здания исказили композицию ансамбля и стали чужеродными высотными элементами в исторической невской панораме города», — заключает Кречмер.

В 2014 году началось строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от «Спасской» до будущей станции «Морской фасад», в связи с чем на Большом проспекте появился громоздкий шахтный комплекс. Историк считает, что новое строительство фактически привело к разрушению ансамбля Дворца культуры, ранее парадно раскрытого к Большому проспекту.

Сегодня почти половина объекта культурного наследия федерального значения находится в аварийном состоянии. Обрушились крыши над кино- и театральным залами. Это не мешает сдавать помещения в здании под оригинальные мероприятия.

Согласно афише, там проводят встречи кактусистов, распродают шубы датских мастеров, танцуют на ретро-дискотеках под музыку диджея Пузырева и наряжаются в маскарадные костюмы от фирмы «КАПУSSТА».

 В библиотеке расположились бильярдный клуб и пивной бар, в театральном корпусе — шиномонтаж.

Александр Кречмер уверен, что наряду с классическими ансамблями Петербург стремительно теряет и ансамбли ленинградского конструктивизма. По его мнению, это важная проблема охраны историко-культурного наследия города, которую необходимо срочно решать.

Школа Десятилетия Октября

Статус: федеральный памятник

Школу в виде серпа и молота построили в 1925–1927 годах на проспекте Стачек, 5, в качестве эксперимента. Революционной была не только форма здания, но и его содержание. В строении разместили привычные для современных, но передовые для советских школ удобства: мастерские, лаборатории, читальный зал, актовый и физкультурный залы и даже обсерваторию.

Каждый из пяти блоков здания имел свое предназначение — в дугообразном корпусе учились старшеклассники, а в прямоугольном — ученики начальной школы.

Молоты и серпы давно остались в прошлом, но уже второй век футуристическое здание, ныне лицей №384, каждое 1 сентября принимает новые партии учеников. «Школа Десятилетия Октября — очень удачный пример архитектуры авангарда. Он сочетает в себе типичный конструктивистский прием работы с пространством и при этом тончайшее, как будто из XVIII века ощущение масштаба», — добавляет Мария Элькина.

Особняк Чаева

Статус: региональный памятник

В отличие от предыдущих авангардных советских строений, «перечеркнутый дом» на Рентгена, 9, построен в 1907 году в стиле модерна и неоклассицизма.

Однако футуристичности у здания не отнимать — в начале ХХ века оно считалось самым смелым строением в городе.

По мнению историков архитектуры Бориса Кирикова и Маргариты Штиглиц, именно особняк Чаева стал предшественником авангарда в Петербурге с его разнообразием форм и необычными планировками.

Через дом проходит диагональная ось, которая как будто пронизывает его — отсюда и народное прозвище «перечеркнутый особняк». На ось нанизаны три цилиндрических строения: холл, тамбур и зимний сад. В фасадах здания можно разглядеть античные элементы, позаимствованные у афинского Парфенона: декоративные панно с всадниками, скачками на колесницах и кентавром, похищающим женщину.

Архитектор Владимир Апышков создал дом для инженера путей сообщения Сергея Чаева, который заработал на особняк строительством Транссибирской магистрали. С 1926 года и до сих пор в здании находится стоматологическая поликлиника №17, так что все желающие могут оценить строение изнутри. В бывшем будуаре сидит главврач, в ванной проводят хирургические операции, спальню заняли ортопеды.

К 2008 году здание пришло в аварийное состояние, поскольку его фасады никто не реставрировал более ста лет. Дому повезло, и он попал в адресную программу КГИОП «Реставрация фасадов». Здание подновили и воссоздали утраченные элементы.

Уроды или красавцы

Некоторые жители Петербурга считают, что здания в стиле авангарда и модерна уникальны и «уютно вписываются в современную городскую среду».

«Подобные сооружения — отличнейший мост от старого к новому, это такой взгляд в будущее из 20–30-х годов, „будущее прошлого“.

Эти здания стали экстравагантным предком массового строительства ХХ века, настоянным на культурном пласте архитектуры XVIII–XIX», — отмечает житель города Дмитрий.

Другие горожане уверены, что футуристические сооружения «не вызывают желания жить в них или рядом с ними». «Очень сложно любить уродливые здания. Они представляют исторический интерес — как результаты неудачного эксперимента. Студентов архитектурных вузов нужно водить к ним на экскурсии, чтобы они знали, как не нужно делать», — считает петербуржец Арсений.

С количеством споров об уместности авангардных зданий в Петербурге могут посоревноваться разве что дискуссии о современных необычных строениях, вроде станции метро «Горьковская» или башнях комплекса «Санкт-Петербург Плаза». В следующей части материала о петербургском футуризме «Карповка» исследует спорные здания, построенные в городе в последние десять лет.

Ирина Геттингер; за помощь в подготовке материала благодарим Александра Кречмера и Марию Элькину.

Игорь Логвин / «Карповка», 11 и 12 — Александр Кречмер, cityspb.ru

См. также:

В стремлении к новому: 7 адресов архитектуры стекла и бетона
Стиль с размахом: 8 адресов сталинского ампира в Петербурге

Авангардизм, архитектура, Дворец Культуры имени Кирова, Конструктивизм, Красное знамя, Красный гвоздильщик, Модерн, Особняк Чаева, Школа Десятилетия Октября

Loading…

Источник: https://karpovka.com/2017/03/24/326229/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.