Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Содержание

Задержка речевого развития у детей (ЗРР, ЗПРР)

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Задержка речевого развития (ЗРР) — это не способность ребенка к  формированию слов и предложений, и его отставание от календарных сроков развития. К основным причинам отставания в речевом развитии относится осложненный акушерский анамнез. Диагноз задержки речевого развития ставится детям после 3 лет.

Задержка речи у детей

Причины задержки речевого развития

Задержка речевого развития или другое расстройство?

Признаки задержки речевого развития

Лечение задержки речевого развития (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

С каждым годом проблема задержки речевого развития у детей становится все более актуальной. Современных родителей условно можно разделить на 2 группы.

Для первых задержка речевого развития сравнима со стихийным бедствием, они впадают в отчаяние, если их ребенок не может запомнить детский стишок или не произносит некоторые звуки.

Вторые, напротив, обращаются за помощью к специалистам, когда реабилитировать ребенка полностью бывает уже поздно.

Врачи, как правило, успокаивают излишне обеспокоенных родителей. Дело в том, что задержка речевого развития у детей не имеет четкого определения, поэтому, даже если малыш произносит меньше слов, чем положено для определенного возраста, не стоит излишне переживать.

Отсутствие речи, или даже «детского языка», лепетания может быть индивидуальной особенностью ребенка, и он быстро нагонит своих сверстников в будущем. К тому же, некоторые мальчики начинают произносить слова гораздо позже, чем девочки.

Однако в случае появления тревожной симптоматики истинной задержки речевого развития у ребенка в возрасте от полутора лет, необходимо обратиться к специалисту.

Нужно учитывать, что при некоторых факторах риск серьезного нарушения развития у детей заметно повышается.

Причины задержки речевого развития у детей

Задержка речевого развития у детей может быть вызвана различными инфекционными заболеваниями, вирусами или наследственностью. Вот некоторые вирусы, которые могут усугубить задержку речи у детей:

вирус простого герпеса (herpesvirus 1, 2),

Эпштейн-Барра (herpesvirus 4),

цитомегаловирус (cytomegalovirus),

краснха (ruberella),

токсоплазма (toxoplasma),

Такие безобидные на первый взгляд штампы вирусов в латентной форме могут негативно отразиться на развитии ребенка и послужить толчком к отставанию в речевом и психическом развитии. Носителями этих вирусов является подавляющее большинство люде на планете. Они могут передаваться от матери к плоду внутриутробно, во время грудного вскармливания, при поцелуе, и другими бытовыми способами.

Задержка речевого развития возникает при совокупности ряда факторов:

  • пренатальные нарушения — внутриутробные инфекции, контакт с вредными веществами, прием антибиотиков и запрещенных лекарственных средств, хронические болезни матери
  • родовая травма
  • осложненный акушерский анамнез — недоношенность, гипоксия, асфиксия плода
  • осложнения после прививки
  • инфекционное заболевание, перенесенное в раннем детском возрасте
  • вирус-носительство
  • тугоухость

Эти факторы дают сбой в центральной нервной система. Могут нарушиться высшие мозговые функции, что увеличивает риск возникновения речевых дисфункций и других психоневрологических расстройств. Стоит отметить, что в «группе риска» задержки речевого развития находятся почти все дети.

Задержка речевого развития или другое расстройство?

При задержке речевого развития у детей страдает только разговор малыша. В тоже время, ребенок адекватно реагирует на обращения в свой адрес и способен выполнять различные просьбы, он откликается на взрослых, узнает родных, активно идет на контакт с внешним миром, но практически не разговаривает.

У детей с истинной задержкой речевого развития не диагностируется двигательных и поведенческих дисфункции. ЗРР в подавляющем большинстве случаев не сопровождается умственной отсталостью. Однако, проблемы с речью могут стать помехой для дальнейшего развития малыша и его социализации.

Речевого развитие может откатиться из-за нарушений в центральной нервной системе после травмы или инфекционного заболевания. Большое значение имеет и наследственная предрасположенность малыша к речевой деятельности.

Многие уверены, что задержка речи у ребенка — вина родителей, так как они с ним не разговаривают, это неверное представление. ЗРР у детей чаще всего возникает из-за органического поражения мозга и вирусов. Ребенок, с которым не занимаются, все равно будет гулить и пытаться лепетать.

Ребенок с настоящей задержкой речевого развития — нет. Довольно редко речевое развитие замедляется из-за недостаточного внимания взрослых или невостребованности речи. Одинаково плохо, когда ребенок предоставлен сам себе или родители проявляют гиперопеку.

Что такое детская речь? Этапы речевого развития

Давайте попробуем разобраться, что является детской речью? До двух лет ребенок разговаривает на «детском» языке, что является вариантом нормы, не а речевой задержкой.

К словам детского лексикона относят, например, словосочетании «би-би» (машина) или «гаф-гаф» (собака), «куп-куп» вместо «купаться», «му-му» вместо «корова».

Обращаться за помощью к специалистам нужно только в том случае, если у ребенка в 2 года не получается строить новые фразы или предложения из этих звуков.

Признаки задержки речевого развития

При внимательном наблюдении за ребенком, можно заметить симптомы речевых нарушений в очень раннем возрасте.

Так, малыш с патологиями речевого аппарата уже в первый месяц будет сосать слабее, чем другие груднички. Позже у него могут быть проблемы с пережевыванием пищи.

Очень важно как можно раньше диагностировать задержку речевого развития, тогда при эффективном лечении ребенок быстро нагонит сверстников.

Ниже приведены некоторые ранние признаки отставания в речевом развитии у детей до двух лет.

1. В три месяца ребенок не аугкает, не реагирует на присутствие взрослых. С определенного времени, примерно с 4-6 месяцев гуление пропадает, это норма, его заменяет детский лепет;

2. Малыш до 5 месяцев не гулит, не произносит согласных г, х, к, и гласные у, ы;

2. С 6 месяцев ребенок практически не издает лепета (ма-ма, ба-ба);

3. В 8-9 месяцев у ребенка отсутствует лепет

4. К 1 году словарный запас ребенка насчитывает менее 5 слов по типу «ма-ма», «ба-ба» «ня-ня» «дай» и пр. Речавая активность минимальна, мало разговаривает на «своем языке»

5. Ближе к полутора годам малыш не произносит обращенные к родителям слова «папа», «мама». Не понимает своего имени, названий окружающих предметов

6. В полутора годам ребенок не понимает обращенную к нему речь и не реагирует на просьбы родителей;

7. В 2 года ребенок не может построить простые предложения.

Детская педиатрия допускает отставание в речевом развитии на 4-5 месяцев длямальчиков, и на 2-3 месяца для девочек. То есть, если мальчик не лепечетв год — это также является вариантом нормы речевого развития.

Лечение задержки речи (ЗРР, ЗПРР) в центре Др. Левит

В клинике доктора Льва Левита для лечения задержки речевого развития применяется безопасная авторская методика кранио-церебральной стимуляции (от лат. cranium – череп, cerebrum – мозг). Данный метод направлен на улучшение биохимических процессов в мозговых долях, ответственных за речевую деятельность и коммуникацию.

Традиционный подход к лечению задержки речевого и психоречевого развития включает:

  • логопедические занятия
  • массаж на развитие моторики, логопедический массаж
  • электрорефлексотерапия
  • медакаментозное лечение (ноотропы, стимуляторы, нейромедиаторы и проч.)

Медикаментозное лечение в центре не применяется. Коррекция, речевое обучение и логопедические занятия с ребенком во время курса не проводятся. Однако, дети после курса лечения САМИ начинают продвигаться в речи, потому что процедуры воздеюствуют на первопричину задержки речевого развития.

При последующей логопедической коррекции и занятиях с ребенком, такие дети довольно быстро преодолевают задержку речевого развития и ничем не отличаются от сверстников.

Методика кранио-церебральной стимуляции направлена на улучшение работы тех частей мозга, которые не функционируют достаточно хорошо. В случае с ЗРР улучшается речевая активность ребенка.

Метод циркуляцию спинномозговой жидкости и, как следствие, у детей с речевыми проблемами и общим отставанием также улучшается обмен веществ.

Результаты терапии задержки речи у детей

В ходе проведения курса кранио-церебральной терапии у большинства детей с задержкой речевого развития наблюдаются улучшения по многим параметрам, в том числе и лингво-речевым:

— Улучшается восприятие окружающего мира,

— Увеличивается словарный запас,

— Увеличивается интерес к окружающему миру, к социуму,

— В лексиконе детей с задержкой речевого развития появляются целые предложения,

— В организме запускаются очистительные процессы, и физиологические параметры детей меняются. Дети с дефицитом массы тела постепенно добирают необходимые килограммы, и наоборот. Изменяется состояние волос — волосы становится мягкими и блестящими, исчезает ороговелость ладоней и стоп, и пр.),

— У части детей снижается чувствительность к резким звукам,

— Улучшается мышечный тонус.

Задержка речевого развития у детей — это повод для беспокойства. Не стоит слушать советов от соседей, или людей на форуме, как : «Мой племянник заговорил в 4 года сразу целыми предложениями, стал наизусть читать «Бородино» и его теперь не остановить». Такие случаи — большая редкость, гораздо чаще проблемы с речевым развитием остаются у детей и в школе, а у некоторых и на всю жизнь.

Необходимо пойти на консультацию к специалисту для выявления проблемы с речевым развитием. Он также поможет отличить ЗРР от схожих по признакам, более серьезных нарушений, таких как аутизм, ЗПР, и другие. В случае, если у ребенка была диагностирована задержка речевого и психического развития или другая дисфункция, необходимо начать терапию как можно скорее.

Больше видео-отзывов родителей смотрите здесь.

Также читайте по теме: Задержка речевого развития — стоит ли беспокоиться?

Источник: https://www.drlevit.com/zaderzhka-rechevogo-razvitia/

Задержка речевого развития (ЗРР) у детей 2-3 лет

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Диагноз задержка речевого развития ставится детям в возрасте до 4 лет. Он означает тот печальный факт, что речь ребенка формируется в более замедленном темпе по сравнению с нормами.

Малыш не говорит в 2-3 года или говорит, но его активный словарь очень скуден и отличается от бойкой речи сверстников.
Родителям всегда трудно признать, что с их ребенком что-то не так.

Тем более сложно определить задержку развития речи, ведь к 2-3 годам дети только-только начинают разговаривать и еще так недавно вполне привычным было милое лепетание и слоговое общение!

Однако задержка речевого развития — проблема, которую очень важно заметить как можно раньше.

Своевременная коррекция позволит избежать такой неприятности, как общее отставание в развитии, ведь психическое и эмоциональное формирование детей неразрывно связано с общением.

В отсутствии сформированной связной речи у ребенка нарушается развитие памяти, познавательной активности, внимания, эмоциональных переживаний. Со временем ЗРР может перейти в задержку психического развития и ОНР — общее недоразвитие речи.

Как проявляется задержка развития речи

Внимательные родители смогут понять, что формирование связной речи у их ребенка задерживается, по следующим признакам:

  • У ребенка небольшой словарный запас. В активе всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» — бабушка, «куп» — купаться).
  • Пассивный запас слов также невелик. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода. Не может выполнить простые просьбы (принести, унести).
  • Речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются в предложения.
  • Произношение невнятно, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

Как правило, в 3 года дети уже довольно активно строят предложения из нескольких слов, хорошо знают названия различных предметов и охотно беседуют на различные темы. С интересом играют в игры, выполняют несложные просьбы и, радостно узнавая знакомые строки стишков или сказок, договаривают их за взрослыми.

Если у ребенка имеются признаки ЗРР, необходимо обязательно показать его специалисту. Чем раньше начнется лечение, тем быстрее будут преодолены проблемы.

Не следует слушать мнения, что до 4-5 лет к логопеду обращаться еще рано. Возможно, не все специалисты берутся за лечение двухлеток, однако вы обязательно сможете найти такого.

К примеру, в нашем центре занятия проводятся с совсем маленькими детишками — от полутора лет.

Причины ЗРР

Формирование речи у детей могут тормозить причины как физиологического, так и психологического характера.

Перечислим основные из них:

  • Нарушения слуха. Слабослышащий ребенок не может воспроизводить речь.
  • Физиологические особенности строения или недоразвитость артикуляционного аппарата.
  • Особенности созревания нервной системы. Дети, рожденные после сложной беременности или тяжелых родов, перенесшие черепно-мозговые травмы (ЧМТ), часто болеющие нередко имеют неврологические проблемы, которые влияют на формирования связей между полушариями мозга и, следовательно, задерживают формирование речи.
  • Психологические причины — стресс, депривация, неблагоприятная обстановка дома или чрезмерное давление на ребенка, требования родителей говорить.
  • Социальные факторы. К ним относится отсутствие стимулирующих речь факторов дома — недостаточное общение с ребенком, а иногда даже обратная ситуация, когда малышу просто «незачем» ничего говорить, все его желания предвосхищаются излишне опекающими родителями.
  • Не последнее место занимает и наследственность. Если кто-то из родственников заговорил позже нормы, это означает, что ваш ребенок в группе риска. К сожалению, ЗРР от поколения к поколению усиливается.

Найти причину, тормозящую процессы формирования речи, очень сложно. Именно поэтому важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Что делать, если ребенок плохо говорит?

Во-первых, принять ситуацию как данность. Не стоит обижаться на факты. Чем быстрее будет оказана помощь, тем выше шансы у ребенка к школе догнать сверстников.
Во-вторых, пройти обследование. Ребенка должны осмотреть:

  • ЛОР;
  • логопед-дефектолог;
  • невролог;
  • психолог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами, и назначить корректное лечение.

Что поможет при задержке речевого развития

Коррекционное воздействие подбирается каждому ребенку индивидуально, в зависимости от причин задержки и ее степени.

Как правило, практически всем назначаются лекарственные препараты, стимулирующие работу функций головного мозга — ноотропы. Однако от приема одних лишь лекарств речь волшебным образом не появится. Тем более хотелось бы предостеречь родителей от самостоятельного медикаментозного лечения ребенка, потому что «у соседки Вася пил когиутм и ему помогло».

Во-первых, Вася принимал лекарство, которое ему выписал врач на основе проведенных обследований. А во-вторых, наверняка Васе было назначено что-то еще — исправление ЗРР всегда проводится совместно с максимальным вовлечением в процесс коррекционных педагогов и родителей.

Исключительно медикаментозное лечение не принесет результатов. Назначения всегда идут в комплексе, включающим активную работу дефектолога и нередко нейропсихолога.

Для того чтобы «запустить» процессы формирования речи, необходимо развивать память, внимание, стимулировать мелкую моторику.

Также большое внимание уделяется дидактическим играм для улучшения концентрации внимания, расширению пассивного и активного словаря.

Только при регулярных занятиях наблюдаются улучшения. Кроме того, родители должны создавать благоприятную речевую среду, выполняя рекомендации логопеда-дефектолога по работе с ребенком дома.

Чем раньше вы примете правильные меры, тем быстрее и проще будет достигнут результат. Поэтому специалисты настойчиво рекомендуют не ждать, пока ребенок заговорит «сам» или достижения определенного возраста (4-5 лет). Ведь такое ожидание может привести к появлению сопутствующих проблем, например, с психикой.

Обратитесь к специалистам и пройдите обследование. За будущее ребенка отвечаете только вы!

Источник: http://karkusha.su/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detey-2-3-let/

Задержка речевого развития у детей

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

Многие родители полагают, что развитие речи служит зеркалом умственного развития сына или дочки. Но это не всегда правильно.

Есть и обратная тенденция: задержка речи малыша замедляет его навыки обучения, общения, адаптации к детскому коллективу.

Итак, каковы же причины отставания в развитии речи ребенка? Когда бабушкам и родителям следует бить тревогу? Чем можно помочь девочке или мальчику?

Задержка развития речи у детей: причины

Детская речь имеет определенные нормы развития и становления, когда ребенок должен говорить. Обычно ко второму дню рождения у ребенка происходит всплеск развития речи. До двух лет дитя созерцает мир, накапливает информацию и опыт.

К двум годам этот опыт уже перерабатывается клетками мозга, а развитие мышц речевого аппарата позволяет выражать себя и свои мысли при помощи слов. Но в каждом правиле, и в речевом тоже, есть свои исключения. Поэтому случается так, что развитие речи малыша запаздывает.

Есть несколько причин такой проблемы:

  1. Недоразвитые мышцы рта либо ослабленный тонус мышц лица. Об этом могут свидетельствовать такие признаки, как предпочтение мягкой пищи вместо твердой, частое выпадение еды изо рта, повышенное слюноотделение. Такие признаки недоразвития речевого аппарата наблюдаются у малыша, когда его слишком рано отлучают от материнской груди. Когда же мама вообще не кормит дитя грудью, то у ребенка больше шансов иметь такие проблемы с речевым аппаратом. Какое же решение проблемы в этом случае? Результативными будут упражнения, при которых нужно сводить губки вместе с напряжением. Прекрасно для этого подходит и выдувание мыльных пузырей. Свою развивающую роль сыграют также игрушки, в которые нужно дуть: дудочки, свистки. Следует предлагать малышу также пить через соломинку, напряженно втягивая щеки. Полезным будет имитирование звуков разных птиц и животных, поезда, звонка, сирен.
  2. Недостаток концентрации слухового внимания. При этом дитя плохо понимает фразы, состоящие из множества слов, оно не слышит фоновых шумов. Родителям в этом случае следует стараться привлекать детское внимание к звукам и словам. Нужно чаще читать ребенку вслух то, с чем он уже знаком. Это могут быть повторения сказок. Но при таком чтении знакомые слова надо менять на другие — смешные и нестандартные, привлекая внимание малыша к прочитанному. Нужно также показывать ребенку вещи, предметы, действия и называть их. Находясь на кухне, на даче, на улице, рассказывайте малышу о происходящем вокруг, четко выражайтесь и не сюсюкайтесь с ним. Объясняйте своему сыну или дочке, что и как вы делаете дома, для чего это нужно. Произносите фразы несколько раз.
  3. Проблемы с детским слухом. Это довольно частая причина задержки речевого развития сына или дочки. Проблемы со слухом замедляют умственное развитие малыша. И тут важно вовремя диагностировать проблему, чтобы не упустить сензитивный (благоприятный) период для стимуляции слухового прохода или проходов, которые ведут к слуховому центру мозга. Но на практике большинство проблем со слухом обнаруживают поздно. Есть некоторые возрастные признаки, по которым родители могут понять, что со слухом у ребенка все в порядке. Это вздрагивание новорожденного при хлопке руками мамы в 2 метрах от него, успокоение при звуке маминого голоса, ответная реакция на ее улыбку. В 7-8 месяцев кроха должен повторять за мамой простые звуки, а до года поворачивать свою головку туда, откуда исходит мамин или папин голос. Нормальным считается и испуг ребенка, когда он слышит совершенно незнакомый голос. Эти признаки свидетельствуют о том, что со слухом у малыша до года все в порядке. Если все хорошо до этого периода, то и беспокоиться о слухе малыша далее не стоит. 

Задержка речевого развития у детей: когда начинать беспокоиться?

Педиатры говорят, что начинать бить тревогу по поводу речи ребенка родители должны по достижению ним двух лет. Они называют такие признаки задержки развития речи у деток:

  1. Словарный запас мене 20 слов и неумение комбинировать их между собой. При этом слова ребенка не очень внятные.
  2. Произношение половины всех слов невнятно, нечетко. 
  3. Отсутствие взаимодействия с другими детьми. 
  4. Непонимание вопросов и неспособность отвечать на них. 
  5. Неузнавание простых предметов своего окружения. 
  6. Неумение назвать членов семьи (мама, папа, бабушка, дед).

Если у вашего малыша есть такие проблемы, то нужно бить тревогу, обращаясь к своему педиатру. И первое, что он обязан сделать, — проверить слух маленького пациента.

Иногда нарушения слуха могут возникать после ушной инфекции. Когда же со слухом у дочки или сына все хорошо, то врач может предложить наблюдение за ребенком в течение полугода для определения, требуется ли ему лечение.

Но задача родителей в этот период не сидеть и ждать, а действовать активно. Вы должны максимально помочь своему ребенку развивать речевые навыки.

И даже если он посещает логопеда, то домашние упражнения с мамой или бабушкой значительно ускорят процесс развития речи малыша.

Следует учитывать, что девочки во всех отношениях развиваются быстрее. Так же и в отношении развития речи. Мальчики начинают внятно и четко говорить позже девочек. У мальчиков как раз вдвое чаще диагностируются проблемы со слухом либо с распознаванием речи взрослого.

Задержка развития речи: коррекционные занятия с ребенком дома

Итак, если специалист констатировал задержку речевого развития, то нужно с ребенком проводить коррекционные занятия. Массово такие занятия проводят в детских учреждениях компенсирующего типа.

Они принимают деток с задержкой речевого развития речи с двух лет. Но, конечно же, туда попасть не так уже и просто. Поэтому лучший выход — проводить такие занятия с ребенком дома самостоятельно.

Хорошо бы при этом время от времени консультироваться с дефектологом либо логопедом.

Все коррекционные занятия проводятся в игровой форме. Их цель — развитие детского артикуляционного аппарата, накопление активного и пассивного словарного запаса ребенка.

Хорошим приемом стимуляции речевой активности малыша являются игры типа «недопонималки». А заключаются они в том, что мама с папой, когда дитя пытается жестами что-то от них добиться, так же жестами изображают непонимание. Подобным образом они вынуждают ребенка стараться произносить хотя бы слоги.

Конечно, в этом случае малыш начнет сначала плакать, обижаться, протестовать. Но родители должны проявлять твердость и жесткость. И тогда игра даст свой результат.

Ребенок будет пытаться произносить то, что он хочет донести до родителей, а они, в свою очередь, должны четко произносить слова, которые поначалу малышу будут даваться с трудом.

Большое значение для развития мышц артикуляционного аппарата играет и ежедневная артикуляционная гимнастика. Первоначальная ее длительность должна составлять 5-7 минут. Начните с простого упражнения «Улыбка». Ребенок должен широко улыбаться в ответ на улыбку взрослого. Таким образом мышцы щек растягиваются и тренируются для произношения гласных.

Второе упражнение «Заборчик». Мама или папа должны показывать ребенку в улыбке сомкнутые зубы. Дитя дублирует движения родителей.

«Блинчик» — плоский язык нужно класть на нижнюю губу.

После усвоения ребенком этих простых упражнений необходимо осваивать более трудные.

Упражнение «Часики» заключается в качании язычка из одного угла рта к другому.

«Качели» — аналогичное предыдущему упражнению, когда язык попеременно поднимается вверх и вниз.

Дети очень любят упражнение «Лошадка». Его суть состоит в клацаньи языком подобно стуку копыт лошадей.

Отметим, что такую артикуляционную зарядку лучше всего делать с ребенком перед зеркалом — так он будет видеть и движения языка родителей, и свои.

Для развития артикуляционного аппарата ребенка рекомендуется использовать варианты дыхательных движений, когда ребенок дует на что-то. Это могут быть продолжительные дуновения на водичку или перышко, а могут быть и резкие короткие.

Часто причиной задержки развития речи малыша является неправильное поведение взрослого. Речь идет о предугадывании любых желаний малыша и их быстрое удовлетворение.

Тогда дитя просто утрачивает необходимость что-то произносить и пытаться развивать свою речь. Родители должны поощрять все попытки малыша к звукоподражанию и речевой активности.

Гуляя, нужно показывать сыну или дочке, как дует ветер, капает дождь, лает песик, мычит коровка. Пусть и ребенок повторяет за вами эти звуки.

Если ваш малыш немного говорит, то стимулировать развитие речи можно упражнением «договаривания» слов или фраз. Слова при этом должны быть простыми и знакомыми.

Не лишним будет показать ребенка детскому неврологу или психиатру. Иногда для стимуляции речи применяют также магнитотерапию, электрорефлексотерапию, дельфинотерапию, а также иппотерапию (лечение с помощью катания на лошади). Но такие процедуры ребенку вправе назначать только специалист.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Категория: Воспитание и развитие ребенка Многие педиатры советуют родителям лечить ангину и профилактировать заболевания горла у детишек мороженым! Интересно, что по большей части… Выбирая ребенку вид досуга вне школьных занятий, большинство родителей отдает предпочтение занятиям спортом. И правильно делают. Это… Все родители мечтают о том, чтобы их ребенок был послушным, не капризничал и не устраивал истерик без причин. Однако сдерживать эмоции в… Задачи социального развития дошкольника Наверняка многие взрослые знают, что основы личности закладываются в раннем детстве. Дошкольный… Логоневроз — так называют эту проблему специалисты. Заиканием именуют сложное нарушение речи ребенка, которое проявляется расстройством её… Поведение ребенка с утробы и до 5 лет Поведение малыша начинает давать о себе знать уже с утробы. Одни детки двигаются очень активно,…

Источник: https://nashidetki.net/vospitanie-detej/zaderzhka-rechevogo-razvitiya-u-detej.html

Задержка речевого развития в 2 года лечение

Причины и признаки задержки речевого развития у ребенка

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка». Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода.

Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы.

Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения.

В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых.

Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток — это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно.

Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей.

Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и уделять больше внимания развивающим играм и разговорам.

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист «Задержка речевого развития у ребенка». Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.
  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи массажа, уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.

  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: «Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый фимоз у новорожденного грудничка»

Источник: https://viline.tv/deti/article/zaderzka-reci-u-rebenka-2-let-priznaki-priciny-metody-razvitia

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.