Полиандрия

Содержание

Многомужество в современном мире

Полиандрия

Тот общеизвестный факт, что в некоторых странах официально разрешено многоженство, у многих дам вызывает негодование.

Почему мужчинами разрешено быть хозяевами гаремов, а женщинам нет? На самом деле такое явление как полиандрия, что при дословном переводе с древнегреческого обозначает как многомужество, является не столь уж редким.

В подтверждение этого предлагаем рассмотреть несколько стран, где разрешено многомужество.

Причины возникновения явления

Полиандрия, больше известная под названием многомужество, служит редкой формой полигамии, при которой женщина имеет право вступать в брак сразу с несколькими представителями сильной половины человечества.

Распространение этого явления вызвано условиями окружающей среды.

К примеру, в средневековых государствах, где часто велись войны, отправляющийся в поход муж мог пригласить на время своего отсутствия второго мужчину с тем, чтобы он защищал интересны и имущества супруги.

Чаще всего эта роль поручалась родственнику по крови. Момент относительно возможности вступления с супругой в половую связь основной муж одобрял заранее.

Полиандрия было весьма распространенным явлением и среди эскимосов. Чтобы не оставлять свой дом без присмотра на время отлучки мужчина подыскивал себе замену. Приглашенный на время муж был наделен всеми правами и полномочиями: он и имущество охранял, и жену ублажал.

В Венесуэле и вовсе факт признания одного ребенка двумя отцами ни у кого не вызывал недоумения. Такая необходимость была вызвана тем, что в разы повышала вероятность того, что наследник безбедно доживет до совершеннолетнего возраста и успешно реализует себя в жизни.

Даже в государствах, где многомужество разрешено буддисткой религией, распространение этого явления также не стоит считать проявлением особой чувственности местных дам. Оно вызвано все той же необходимостью компенсировать неравное соотношение числа представителей обоих полов.

В каких странах распространена полиандрия

Полиандрия была распространена в человеческом обществе еще в прошлые века и неоднократно появлялась в разных культурах. Первое письменное упоминание о многомужестве встречается в древнеидийском эпосе «Махабхарата».

Сегодня многомужество официально разрешено во многих странах и отдельных административных областях. Это:

  • горные районы южной Индии;
  • Тибетский автономный район Китая;
  • северо-восточная часть Непала;
  • Шри-Ланка.

В отдаленных провинциях Индии и суровых районах гималайских гор, где широко распространен ортодоксальный буддизм, женщины и вовсе берут в мужья состоящих в родстве между собой братьев. Такая форма отношений называется фратернальной. Она нашла широкое распространение как среди бедняков, так и среди знатных семей.

Фратернальная полиандрия вызвана необходимостью сохранять во владениях семьи пастбищные и пахотные угодья. Родственные браки препятствуют раздроблению земельной собственности. Дети, рожденные в таких браках, считаются общими. Благодаря этому отпадает вопрос делить недвижимое имущество между наследниками, а собственность переходит неразделенной из поколения в поколение.

В семьях аристократов стран средневековой Европы для предотвращения дробления земель рода при наследовании и сохранении титулов действовало правило майората. Согласно ему приемником наследства становился только старший сын. Младшие дети вынуждены были покидать родные места с тем, чтобы искать себе занятие либо же уходить в монахи.

По такому же принципу сегодня поступают и в бедных тибетских семьях, где земли являются единственным источником дохода. Если в доме несколько сыновей, то женится только старший. Пришедшая в дом жена становится невесткой для всех братьев.

Большая семья живет в одном доме, ведя общее хозяйство. Мужья имеют интимные отношения с супругой по очереди. О том, что спальное ложе занято, указывает предусмотрительно оставленная мужчиной перед входом обувь.

Невестка же имеет право принимать всех мужей либо же выбрать для себя лишь одного партнера.

В случае, если один из мужей так и не смог заслужить благосклонность супруги, он уходит из дома, нанимаясь в работники или становясь служащим монастыря.

Как дело обстоит в продвинутых странах?

Пополнить ряды стран современного мира, где разрешено многомужество в скором будущем может и Америка. Автор законопроекта о полиандрии Джудит Уорнер считает, что это явление поможет увеличить доходы населения и побороть детскую бедность.

Этого же мнения придерживаются и эксперты по вопросам бедности. Неутешительные статистические данные показывают, что за чертой бедности находиться каждая 3-я женщина Америки и свыше 28 млн. детей.

По их прогнозам в следствие многомужества возрастет процент браков и упроститься вопрос регулируемости рождаемости среди незащищенных слоев населения. Ведь в полиандрическом союзе на свет появится меньше детей, чем в нескольких моногамных браках.

Как результат: уменьшится детская бедность, причем без какой-либо нагрузки на налогоплательщиков. Первый эксперимент по воплощению идеи решено провести в штате Юта. Если он пройдет успешно, то получит повсеместное распространение.

Вторая страна, где в скором будущем будет разрешено многомужество – Китай. В крупнейшем по численности населения государстве мира проблему нехватки женщин планируют решить путем официального разрешения многомужества. Согласно статистике сегодня на 100 новорожденных малышек приходится 118 мальчишек. Причем со временем гендерный дисбаланс будет только увеличиваться.

Если для богатого мужчины найти себе жену не составит проблемы, то единственным выходом для бедняка станет объединение с другими с тем, чтобы найти общую жену. Пока предложенный экономическими экспертами путь выхода из кризиса не нашел большой поддержки среди защитников традиционных ценностей.

Но если и дальше придерживаться морали, в ближайшие годы в поднебесной возникнут серьезные социальные проблемы.

Наша страна к числу государств, где разрешено многомужество, пока не принадлежит.

Источник: https://xn--e1aahgrctjf9g.com/mnogomuzhestvo-v-sovremennom-mire/

История многомужества: евгеника, экономика и свободная любовь

Полиандрия
Бегущая спартанка. Бронза. Из коллекции Британского музея. Источник

Упоминания и описания полиандрии встречаются в трудах сразу нескольких великих греческих историков. Вот что пишет о многомужестве в Спарте Полибий:

«У лакедемонян (спартанцев. — Прим. авт.) был искони весьма распространенный обычай, в силу которого трое-четверо мужчин, а то и больше, если они братья, имели одну жену, и дети их были общие; потом, делом похвальным у них и обычным почиталось и то, если какой-либо гражданин, произведши с женой достаточное количество детей, предоставлял ее кому-либо из друзей».

У Ксенофонта мы находим описание конкретных мер реализации евгенической концепции, предложенных создателем спартанского законодательства Ликургом:

«На тот случай, когда старый муж имеет молодую жену, Ликург, который видел, что люди такого возраста особенно смотрят за своими женами, поступил и здесь не так, как везде: он постановил, чтобы старый муж для этой цели приглашал в свой дом такого мужчину, который ему нравится своими внешними и внутренними достоинствами. Опять же, на тот случай, когда кто не хочет жить со своей, но желает иметь хороших детей, Ликург и здесь постановил, чтобы такой муж имел детей по согласию с мужем чужой жены, от которой бывают здоровые и хорошие дети. В этом роде он сделал много отступлений, потому что, действительно, как женщины охотно управляют двумя домами, так и мужчины охотно принимают к своим детям других братьев, именно тех, которые приписываются к роду и сословию, но не имеют прав на имущество».

Что это? Случайное отклонение от патриархатных моделей традиционной семьи, где мужчина доминировал над одной или несколькими женщинами и младшими домочадцами? Проявление древней евгенической игры ума? Свобода нравов? Или же один из распространенных в истории человечества механизмов адаптации традиционного общества к определенным внешним условиям?

Чтобы разобраться в этом, перенесемся на несколько тысяч километров восточнее — в Индию, Тибет, Гималаи.

Здесь массовые практики полиандрии сохранились вплоть до наших времен, когда они стали объектами исследования антропологов.

На территории Тибета фратернальная полиандрия — ситуация, когда несколько братьев женятся на одной и той же женщине, —являлась наиболее распространенной формой брака среди землевладельцев-налогоплательщиков — представителей социального класса тре-ба (другое его название — «храл-па»).

Это было экономической стратегией, направленной на предотвращение раздробления земельных участков между сыновьями. Для уменьшения конкуренции и создания более прочного полиандрического брака часть детей мужского пола могли отправить в буддистский монастырь или же они переходили в семью женщины, не имеющей братьев.

Тибетская полиандрическая семья. Источник

Тре-ба составляли приблизительно 15–20 % населения тибетских деревень, и около половины заключаемых браков в их семьях были полиандрическими.

Такая система брачных отношений служила и ограничителем роста населения: уровень рождаемости среди множества женщин, оставшихся вне институционального брака, был приблизительно втрое ниже, чем среди состоявших в нем.

Тибет не единственный регион Восточной Азии, где был распространен полиандрический брак. Такие формы организации семьи существовали и у населения Гималаев, а также у ряда этнических и кастовых групп равнинной Индии.

Пахари (буквально — «горцы») — жители холмистых предгорий Гималаев — являются одним из модельных обществ для исследования традиционной полиандрии и группового брака — семьи, состоящей из нескольких мужчин-братьев и их общих жен.

Среди пахари горного региона Джаунсар-Бавар, расположенного в индийском штате Уттаракханд, полиандрические или групповые браки составляли приблизительно 50 % от общего числа, в то время как полигинные (многоженские) — всего около 10 %.

Статус женщины в Джаунсар-Баваре был несколько выше, чем во многих индийских сообществах: на внебрачные связи внимания, как правило, не обращали, по территории деревень местные жительницы передвигались свободно. Они не были отделены от мужчин и в доме. Тем не менее женщины не обладали собственностью, а при разводе должны были возместить расходы мужей на проведение свадебной церемонии.

Братья Пандавы и их жена Драупади. Источник

Сегодня полиандрические обычаи стали маркером местной идентичности и символом локального национализма. Жители региона связывают свое происхождение с одними из основных персонажей индийского эпоса «Махабхарата» — братьями Пандавами. Все пятеро братьев были женаты на Драупади, дочери царя древнеиндийского королевства Панчала.

Оправданию и обоснованию полиандрического брака посвящены 188-я и 189-я главы первого из 18 томов «Махабхараты», «Ади-парвы». В числе прочих «аргументов» упоминается и история Джатилы — девушки из рода мудрейшего Готамы, вышедшей замуж за семерых мудрецов.

Другой мифологический полиандрический союз описан в древнейшем индийском эпосе «Ригведа», где богиня молнии Родаси оказывается общей женой Марутов — десяти божеств грома и ветра.

Ниже цитируется фрагмент 167-го гимна первой из 10 мандал (книг) «Ригведы», в котором описан этот союз:

(Маруты,) к которым примкнула (Родаси), хорошо помещенная, (вся) в расплавленном масле,

В золотом наряде, словно близкое копье,

Словно жена человека, тайно идущая (с другим)…

Словно обращенная к собранию священная речь, (она) со(единяет всех).

Блистательные неутомимые Маруты (уйдя прочь) вместе с юной (Родаси),

Соединялись (с ней) как с общей (женой).

Они, грозные, не оттолкнули Родаси.

Богам понравилось усиление (их толпы) — для дружбы.

Когда асуровой Родаси понравилось их сопровождать,

С распущенными волосами, мужественная мыслью,

Как Сурья, она взошла на колесницу почитателя,

С видом страшным, как приближение грозовой тучи.

Юноши устроили (на колеснице) юную жену,

Преданную красоте, твердую во время обрядов,

Когда (был готов) гимн с жертвенным возлиянием для вас, о Маруты,

(И) выжиматель сомы, служа (вам), пропел песню.

Иная, отличная от той, что практиковали гималайские горцы и богатые тибетские крестьяне, модель многомужества была распространена до середины XX века среди наиров — воинственной группы каст центральной части южноиндийского штата Керала, организованной в поклоняющиеся змеям-защитникам кланы — таравады.

Таравады наиров редко дробились со временем. Старшинство братьев в роду наследовали дети их сестер. Брак в классическом понимании, предполагающий совместное проживание партнеров, отсутствовал.

Один или несколько любовников — самбандхамов, получившие разрешение караванана (мужчины — главы клана), могли приходить к женщине ночью. Днем же они редко оставались в доме чужого таравада.

Вожди кланов обыкновенно давали разрешения только самбандхамам равного или более высокого социального статуса. При рождении ребенка один из любовников должен был объявить себя отцом.

В противном случае считалось, что женщина вступила в связь с мужчиной, занимающим низкое положение в обществе. Наказанием за это могло быть убийство или продажа в рабство роженицы и ее ребенка.

Система полиандрии была инструментом сохранения собственности клана, объединенного родством по материнской линии, и способом повышения социального статуса посредством поиска наиболее авторитетных любовников.

Документальный фильм гонконгского антрополога и гендерного исследователя Чу Вах Шана о народе мосо

Гораздо свободнее гостевые браки-тисесе в матрилинейной (с родством по материнской линии) социальной системе народа мосо, проживающего в высокогорных районах китайских провинций Сычуань и Юньнань.

Тисесе не предполагает ни кланового лидерства мужчин, ни насильственного отбора партнеров по их социальному статусу — девушки вольны выбирать тех, кто им действительно по сердцу. В больших домах мосо все живут вместе, в одном помещении, за исключением молодых женщин.

У них есть отдельные комнаты, в которых они могут уединяться с любовниками.

Все экономические решения в обществе мосо принимаются женщинами, но политическая власть остается в целом в руках мужчин. Этот народ считается одной из наиболее близких к матриархату этнических групп на планете, и местные жители пытаются использовать свою матрицентричную культуру в качестве туристического бренда.

Еще одним типом отношений является ассоциированная полиандрия, встречающаяся во множестве этнических групп, разбросанных по планете.

Она имела место в традиционных браках сингалов — крупнейшего из народов Шри-Ланки (Цейлона), в семейных отношениях жителей Маркизских островов Французской Полинезии или же ряда групп инуитов (эскимосов) Канады. Последние практиковали также и ритуализованное свингерство.

Многомужеские браки в ассоциированной модели начинаются как моногамные, где второй и — реже — последующие мужья присоединяются позже. При этом все дети, появляющиеся на свет в такой семье, считаются законнорожденными.

Рисунок инуитского праздника тивайуут, частью которого являлся ритуальный обмен супругами. Автор рисунка — шаманка Аатуат (1964).

Источник

Союзы такого рода часто объединяют людей разного социального происхождения и ранга и являются одними из наиболее свободных среди существовавших в традиционных обществах.

У сингалов они ассоциировались с материальным благополучием (в отличие от «бедных» многоженских), а у инуитов бывали и экономической необходимостью.

Один охотник, в особенности если он не был лучшим в своем деле, часто не мог обеспечить жену и детей достаточным количеством пищи, и появление второго мужа банально позволяло выжить.

Похожим образом, несмотря на постоянные запреты властей, бедность способствовала распространению многомужества в Китае в XVII–XIX столетиях.

Еще один вариант полиандрии — вторичные браки, которые были распространены у народов северной Нигерии и Камеруна: женщина несколько раз выходила замуж за разных партнеров, не разводясь с предыдущими. Каждый из таких союзов считался пожизненным.

Как только истекал минимальный послебрачный период (его продолжительность варьировалась от племени к племени), женщина при желании могла вернуться от последнего мужа к одному из предыдущих и постоянно менять места проживания. Дети же оставались с тем мужчиной, который считался отцом каждого из них.

Целью вторичных браков было расширение связей с представителями других родов.

Европейская колонизация, вестернизация (экономическое и культурное влияние Запада), исламизация и, наконец, китайская оккупация Тибета меняют традиционные типы организации семьи. Исторически характерные для этого региона, институты полиандрии и группового брака становятся все более редкими и уступают место моногамии.

Полиандрия встречается не только у человека, но и у других биологических видов. Она свойственна обезьянам семейства игрунковых —тамаринам и мармозеткам, полосатымгиенам,горбатым китам и много кому еще.

В то время как социальная структура игрунковых разнообразна и полиандрия является лишь одним из существующих вариантов, сообщества полосатых гиен жестко организованы как группы из самки репродуктивного возраста и одного — трех самцов.

Несмотря на то, что церковь и общественная мораль осуждают полиандрические союзы, а законодательство их не признает, эта форма брака является неотъемлемой частью истории и культуры Запада.

Макс Эрнст, Поль Элюар и Гала в Альпах (1922). Источник

Среди самых известных таких союзов — любовный треугольник, который составляли Елена Дьяконова, известная впоследствии как Гала Дали, и два ее мужа-сюрреалиста — французский поэт Поль Элюар и немецкий художник Макс Эрнст. Брак длился целых семь лет, с 1922 по 1929 год.

Бывшая как при жизни, так и после смерти персонажем множества художественных произведений, Эмма, леди Гамильтон, урожденная Эми Лайон, с 1798 до 1803 года состояла в отношениях с дипломатом и археологом Уильямом Гамильтоном (официальный брак) и адмиралом Горацио Нельсоном.

Союз Осипа Брика,Лили Брик и Владимира Маяковского, продолжавшийся с 1915 года вплоть до самоубийства поэта в 1930-м, стал одним из самых известных явлений русской литературной среды.

Полиаморные активист¬_ки на Лондонском прайде (2016). Источник

Звучащие сегодня требования социальной нормализации и равноправия полиаморных союзов являются естественной частью общемирового движения за освобождение гендера и сексуальности.

Полиамор-активист_ки участвуют в прайдах, создают организации и публикуют книги.

Несмотря на это, до уравнивания в правах здесь, кажется, еще далеко: на данный момент такие союзы не легализованы ни в одной стране Запада, а в США, Канаде, Германии и ряде других европейских держав и вовсе преследуются законом.

Этот официальный запрет применяется редко — почти исключительно против традиционных многоженских браков, принятых у мусульман и мормонов-фундаменталистов.

Источник: https://knife.media/polyandry/

Полиандрия – что это в психологии человека. Полиандрия, моногамия и полигамия в психологии семьи

Полиандрия

На сегодняшний день в России официальной и социально одобряемой формой семейных отношений является одна – моногамия. Но существуют на Земле и другие вариант отношений между мужчинами и женщинами, имеющие свои психологические и биологические предпосылки и уходящие корнями далеко в историю.

История развития семьи

Первая форма семьи – родовая община. С целью выживания было необходимо взаимодействовать со всем племенем и общиной. Хозяйство и дети были общими. Сексуальные отношения возникали, их называли предсемейной формой. Почему предсемейной? Потому что несмотря на близкие отношения индивидуальной ответственности за другого человека никто не нес.

Постепенно роли мужчины и женщины разделялись, возникала ответственность друг за друга:

  • женщина отвечала за эмоциональное тепло, поддержание отношений в группе;
  • мужчина был добытчиком.

В настоящее время такой характер отношений тоже встречается, но не обязательно. Все зависит от общественных норм, распределения власти и ценности мужской и женской роли.

Что интересно: мужские занятия (виды деятельности) обществом всегда признаются как более важные. Если этим же будет заниматься женщина, то важность будет снижена.

Классическое перераспределение ролей хорошо объясняет теория Геодакяна. Согласно ей:

  • мужчина – воплощение изменчивости и обновлений;
  • женщина – воплощение наследственности (сохранение и устойчивость).

И даже в китайской философии инь – это женщина, которой свойственна пассивность и податливость, а янь – мужчина, которому присуща активность. Это две движущие силы эволюции. Они же объясняют вариации структуры отношений.

Но одни лишь природные предпосылки сами по себе мало влияют на функционирование семьи. Решающее значение отводится социальным факторам, которые либо утрируют историю ролей, либо изменяют классический сценарий. Одним из вариантов утрированного принятия роли «мужчина-добытчик и активность, женщина – уют и подчиненность» стала полигамия.

Полигамия

Полигамия – устойчивые отношения одного мужчины и нескольких женщин. Притом в современном понимании это не обязательно сексуальная связь. Речь идет о социальных, материальных и экономических отношениях.

В этом контексте возникает вопрос: так ли чужда нашему обществу полигамия? Если рассуждать в этом ключе, то любые отношения мужчины и женщины, в которых активно участвует мать мужчины – вариант полигамии.

Официально полигамия в классическом смысле у нас не приветствуется. Но некоторые мужчины заводят любовниц, что тоже вариант проявления полигамии. Однако современные женщины ничем не уступают в этом плане.

Полиандрия

Полиандрия – отношения одной женщины с несколькими мужчинами. Еще не так давно наличие полиандрии признавалось только у некоторых народов Тибета, но уже сегодня, как подтвердили антропологи, такой тип брака встречается у 53 народов.

Корнями полиандрия уходит в матриархат, то есть формирование семьи вокруг силы женщины. Однозначной теории насчет того, проходило ли общество идею матриархата, нет. Одни сторонники утверждают, что это было (на том этапе, когда практиковалось собирательство и земледелие, а не охота). Другие утверждают, что такого не было вовсе.

Существует и другой взгляд на существование полиандрии – теория адаптации. Согласно ей полиандрия нужна в некоторых места для выживания и безопасности. А в адаптации все средства хороши.

  • Например, в местах со скудными ресурсами это замедлит рост популяции и детской смертности.
  • Решает это и проблему наследства, если братья из одной семьи женятся на одной женщине.

В самых отдаленных деревнях Индии «многомужество» практикуется до сих пор, что вызвано значительным преобладанием женского населения над мужским.

Чаще полиандрия встречается в отдаленных уголках Земли (деревнях, племенах). Например, это норма жизни племени Бари. Более того, там верят, что ребенку могут быть отданы сразу несколько мужских семян.

И практикуется не только «многомужество», но и «многоотцовство».

Для них – это норма, для нас – дикость, что лишний раз подтверждает влияние культуры и истории общества на психику человека.

Моногамия

Моногамный парный брак – самая молодая форма устройства семьи. Предпосылками формирования таких отношений стали:

  • необходимость постоянных сексуальных отношений и продления рода;
  • избыток пищи и материальных благ (стали передаваться в наследство);
  • из-за передачи накопленных благ острее встал вопрос отцовства, что укоренило необходимость стабильных отношений с одной женщиной;
  • усилились общественные требования к женщинам в вопросах целомудрия.

Еще одним мощным толчком стало выявление и учет особенностей взросления ребенка. Как мы знаем, он долгое время нуждается в постоянной заботе, материнской привязанности, физической и экономической безопасности. И если изначально роль кормильца отводилась исключительно мужчине, то сегодня многие женщины сами могут обеспечивать семью.

Если рассматривать хронологию исторического развития семейного воспитания, то отмечается следующая интересная закономерность:

  • изначально воспитание и социализация детей легли на плечи отца;
  • затем роль отца снизилась и воспитание детей легло на государство, но фактически этим занималась мать;
  • сегодня отмечается совершенно другая тенденция: родители стараются переложить воспитание на другие социальные институты или бабушек, дедушек, нянь.

Тем не менее, официально признанной является парная моногамия, хотя на практике семья претерпевает большие изменения.

Силы природы: моногамия или полигамия

Нашему обществу легче принять идею и природные предпосылки к полигамии мужчин, но на женщину за это же посмотрят косым взглядом. На самом же деле каждый человек от природы склонен к полигамии, что подтвердил психолог К. Риан.

А мысль о моногамии женщин и полигамии мужчин – не что иное как общественный стереотип. Тем не менее, человек (будь то мужчина или женщина) способен придерживаться моногамии при условии, что это его сознательный выбор.

Риан сравнивает моногамию с вегетарианством.

Интересный факт: в природе только птицы от природы моногамны (90 %), остальные животные – полигамны. Лишь некоторые в 3-5 % случаев отличаются верностью.

В чем же ключевая разница в биологических предпосылках полиандрии и полигамии?

  • Природное начало мужчин заставляет их оставить как можно большее потомство.
  • Женщины же направлены на поиск качества, а не количества (наилучший вариант генов).

Однако наше общество в силу цивилизованности вносит немало социальных изменений в природные порывы. Стоит лишь вспомнить об алиментах, как желание оставить как можно большее потомство пропадает.

К этому добавляются устои и стереотипы общества, риск приобретения болезней, а не качественного или большого потомства, сложные эмоции и чувства, нормы морали.

И в итоге мы наблюдаем очередную борьбу социального и биологического в нас.

Осознание гипотетической предрасположенности каждого человека к полигамии используется в семейной психотерапии для преодоления тревог, неврозов, ревности, фобий.

Осознание влияния природных сил, некоторое их согласованное супругами высвобождение (например, отсутствие таких крайностей, как «не смотри на противоположный пол», «не разговаривай с противоположным полом») – залог крепких отношений на современном этапе развития института семьи.

Источник: https://psychologist.tips/1695-poliandriya-chto-eto-v-psihologii-cheloveka-poliandriya-monogamiya-i-poligamiya-v-psihologii-semi.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.