Как развивать память у детей?

Содержание

Развитие памяти: как развить память у ребенка дошкольного возраста, методики развития внимания у детей

Как развивать память у детей?

Детский мозг имеет поистине колоссальные возможности. Чем младше человек, тем больше он способен запоминать, причем знания, полученные в раннем возрасте, чаще откладываются надолго.

Взрослый может забывать даже недавние события, но при этом отлично помнить подробности своей детской жизни.

У пожилых людей это видно особенно наглядно: рассказывая о себе, мы можем вспомнить многое про каждый год, прожитый нами с 5 до 20 лет, но потом мы акцентируем внимание лишь на основных событиях жизни: свадьбе, рождении детей, интересных событиях.

Именно поэтому настолько важно не упустить самое благоприятное время для таких занятий, как развитие памяти и внимания у детей, и начать заниматься с ними как можно раньше.

Почему важно начинать упражнения с раннего возраста?

Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни. За всю остальную жизнь, учась в средней школе, институте, читая и изучая новое, мы можем обогатить наш словарь только в два раза, но не более!

Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты. При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.

Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную.

Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии.

Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.

Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!».

Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия.

Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.

Что мы запоминаем?

Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания.

Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций.

А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.

По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.

Виды мозговой деятельности у ребёнка

Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:

  • по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;
  • по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;
  • по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.

Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации.

Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них.

Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.

Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?

Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть.

И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот.

Тем самым происходит запоминание.

Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.

Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.

Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом. С формированием словарного запаса для него открывается возможность воспринимать мир с помощью слов и логики.

Зрительная

Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия.

Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия».

Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.

Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку.

Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки — сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные.

Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее. Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.

Двигательная

Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки.

Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки.

При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.

Тактильная

Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами.

И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать.

Для дошкольников очень полезно перебирать маленькие предметы – пересыпать или разбирать крупы, играть с мелкими игрушками.

Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним. Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.

Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет. После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.

Когда начинать проводить занятия?

Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта.

Запоминать надолго дети начинают не раньше, чем в 2-2,5 года. В это время можно пробовать разучивать с малышом стихи, рассматривать картинки, учиться лепить, строить, рисовать.

До этого времени можно работать над тактильной и двигательной активностью малыша, над усвоением зрительных образов.

Но, в любом случае, до 5-6-лет усвоение материала у ребёнка имеет непроизвольный характер. И усаживать его за стол, заставляя специально разучивать стихи, не стоит. Лучше проводить все занятия в игровой форме, привлекая наглядно-образное мышление: например, разыграть действие стихотворения или нарисовать образы.

Развитие памяти у детей младшего школьного возраста имеет уже более осмысленный характер. Уже к 5-6 годам он владеет произвольным запоминанием и, при наличии мотивации, способен выполнить задание самостоятельно.

Примеры и особенности занятий

В копилке хороших педагогов имеется несколько универсальных способов, как развивать память и лучше запоминать детям, которые могут оказаться полезными и взрослым. Работая с детьми, родители также тренируют и себя.

  1. Сказка перед сном. Сегодня, в век развития коммуникаций, педагоги бьют тревогу: родители детям не читают. Без ежедневного чтения возникают нарушения внимания и воображения.

    А вместе с ними и теряется мотивация к чтению у детей в будущем. Ежедневное чтение книг должно стать обязательным ритуалом.

    Причем видеть родителей, увлеченно читающих свои взрослые книги для маленького наблюдателя не мене важно, чем слушать детские истории.

  2. Игра – лучшее занятие. Возьмите в привычку постоянно увлекать учеников развивающими задачами.

    Для тех, у кого не хватает времени специально заниматься с ними, такой вариант очень удобен – кучу времени мы находимся в дороге, стоим в очередях, а ведь это время можно потратить на игры в «слова», «отгадай предмет», «найди отличия» и другие. Например, спросите, чем вчерашнее утро отличалось от настоящего, на что похоже облако.

  3. Ассоциации. В том, как развивать память и лучше запоминать детям, лучше всего помогают ассоциации. Для лучшего запоминания непонятных слов помогите малышу представить объект или предмет. Можно разбить его на составляющие и проследить этимологию слова.

  4. Чем позже ваш ребёнок начнет осваивать гаджеты – тем лучше. Конечно, бессмысленно советовать родителям совсем запретить использовать современные компьютерные технологии, но ограничивать школьника зачастую становится просто необходимо. Уже сейчас человек перестает запоминать надолго, поскольку гораздо проще посмотреть информацию в интернете.

Если Вы задумались над вопросом, как развить у ребёнка память и внимание, то это значит, что первый шаг на пути к исправлению ситуации Вы уже сделали.

Главное – побольше общайтесь с ним, задавайте вопросы о прошедшем дне, о полученных знаниях, интересуйтесь его жизнью тогда, вместе с хорошим запоминанием, придёт и взаимопонимание.

Ежедневные занятия помогут малышу не только лучше справляться с учебой, но и поможет ему стать более успешным человеком в будущем.

Источник: https://www.stayer.su/internet_magazin/interesnoe-i-poleznoe/kak-razvit-pamyat-u-rebenka.html

Как развить память у ребенка: практические советы

Как развивать память у детей?

Память, мышление, интеллектуальные способности детей совершенствуйте с рождения. Об этом уже много лет говорят мировые психологи и педагоги. Детские методики раннего развития рассчитаны на возраст от нуля и выше. И это неспроста. Учеными доказано, что усиленная мозговая деятельность приходится на возраст до трех лет, потом идет некоторое замедление.

Именно поэтому карапузы так легко схватывают часто повторяемую информацию, обрабатывают ее в значительных объемах. Чем больше новых знаний получает малыш в это время, тем продуктивнее работают его самостоятельное мышление, способность к запоминанию, логика.

Почему же не все детки охотно идут навстречу новым знаниям? Как привлечь непоседу к нужному, полезному чтению, счету, алфавиту?

Память ребенка и взрослого: в чем отличие?

Замечали ли вы, как кроха с легкостью поет понравившуюся песенку, но категорически отказывается запомнить первые буквы алфавита? Изо дня в день вы стараетесь научить его счету, но все попытки разбиваются вдребезги. Почему же так? Ответ прост: малышу не хватает мотивации, интереса к предложенному родителями занятию.

Принципы работы детского мозга существенно отличаются от устоявшегося мышления. Память взрослого опирается на ассоциативный метод фиксирования информации, т.е.

делает определенные заметки (механизм опосредованной памяти). Память же маленького человечка не использует вышеуказанный метод.

Ее восприимчивость прямо зависит от образности, эмоциональности, красочности события — «картинки», которая оставляет след в детской головке.

Чем интереснее, ярче новая информация (ее преподнесение), тем быстрее она находит свою «полочку» в голове. Главное — не усложняйте ее подачу.

Ниже я собрала самые простые, интересные идеи, благодаря которым любимый шалун с легкостью запомнит нужную и важную информацию.

Полезные советы для родителей: как развить детскую память играя

1. Развитие с рождения. Общайтесь с грудничком все время его бодрствования. Рассказывайте потешки для самых маленьких, пойте простые песенки, показывайте крупные, несложные картинки, поясняйте особенности окружающего мира. Со временем вы убедитесь, что реакция на уже знакомые стихи, изображения проявляется осознанно. На новые же прибаутки кроха реагирует сдержанно.

2. Чего не хватает? В эту игру играют уже с годовалым карапузом. Положите перед любимым непоседой несколько игрушек. Попросите закрыть глазки или отвлеките шалуна, при этом быстро один из предметов спрячьте. Проверьте, угадает ли он, чего не хватает.

3. Карточки Гленна Домана. Начиная с рождения, показывайте грудничку несколько карточек в день. Растущий мозг младенца нацелен на познание, не требует мотивации, как губка впитывает большие объемы незнакомой информации. Не поясняйте, что изображено на картинках, не заостряйте на них внимание. Для просмотра каждой иллюстрации достаточно 1-2 секунд.

Я на собственном опыте убедилась в уникальности метода Домана. Правда, начали мы заниматься с сынулей, когда ему исполнилось 9 месяцев. Мой карапуз запоминал в день 20-25 названий. Видя, что я только присела отдохнуть, он сразу приносил мне стопку карточек, которые я раскладывала на полу. Начинали с 4 штук, постепенно увеличивая количество. Я по очереди произносила написанное под картинкой, потом просила показать нужную карточку. В пользе занятий я убедилась очень скоро. Большие стихотворения сыночку давались без затруднений. В два года он с легкостью декламировал Пушкина после нескольких прочтений, поражая гостей и родственников. Сейчас школьные стихотворения он учит за 5 минут, получая при этом высший балл.

4. сказки. Пользу чтения книг мы не будем затрагивать — это неоспоримый факт! К сожалению, не все родители уделяют достаточное количество времени деткам.

Да и не каждый озорник любит сидеть спокойно, слушая детскую поэзию.

Для таких шалунов и очень занятых взрослых удобным вариантом будут аудиосказки, ставшие идеальной заменой телевизору, планшету, другим новомодным гаджетам. Их преимущества:

  • заставляют работать мозг, вырисовывают картинку сюжета в голове — просыпаются воображение, смекалка, логическое мышление. При просмотре мультфильмов образ героя задан мультипликаторами. При прослушивании аудиосюжета малыш вносит собственную индивидуальность в историю;
  • исключают чувство вины у родителей (ведь непоседа занят мегаполезным делом, а не предоставлен сам себе);
  • не вредят зрению;
  • развивают словесно-смысловую память, если попросить слушателя пересказать аудиосказку.

Конечно, аудиосказку не сравнишь с книгой, прочитанной на коленях у папы (мамы). Но благодаря аудиоматериалам малыш познает больше историй, чем ему расскажут родители в свободное время. Не заставляйте кроху слушать! Включайте сказку фоном для игры, совместной деятельности с ребенком, во время творческих занятий, еды, перед сном.

5. Прошедший день. Полезная зарядка для памяти — рассказ ребенка о прошедшем дне. 50% деток не могут сразу структурированно построить рассказ, вспомнить суть конфликта. Иногда они утверждают, что забыли, чем их кормили в саду, какие уроки заданы или почему ругал учитель (воспитатель).

Подобные «отмазки» не значат, что отпрыск лжет. Возможно, он устал, перевозбужден и не способен в данную минуту восстановить цепочку событий, негативные воспоминания. Что делать в этом случае? Не ругайте, накормите, дайте ему отдохнуть, расслабиться в стенах дома.

Потом снова ненавязчиво расспросите, задавайте наводящие вопросы, и ребенок вспомнит мельчайшие детали.

Подобная родительская практика благотворно действует на память, закладывает основу крепких доверительных отношений в семье. Так выходят на поверхность запугивания в саду (школе), конфликты с одноклассниками. Выявляется причина слез, нервозности, агрессии в поведении маленького человека. Малыш привыкает делиться наболевшим с родными. Не ругайте, если кроха действительно виноват! Будьте благодарны за откровенность. Тогда и с первыми подростковыми проблемами сын или дочь придут в семью, домой.

6. Пересказ увиденного (услышанного) — зарядка для зрительной (слуховой) памяти. Предложите ребенку посмотреть, а после описать витрину, рекламный биллборд, свою комнату, игровую в саду, класс. По дороге домой выучите с ним новое произведение, иностранные слова.

Игра «Фотограф» — попросите малыша заглянуть в шкаф, на полку и «сфотографировать» увиденное. Потом рассказать, что и где лежит. Мозг — орган, нуждающийся в ежедневных регулярных тренировках, новых познаниях.

Рассказывая об увиденном своими словами, малыш развивает память, речь, художественное восприятие, логическое мышление.

Общаясь с детьми, не делайте акцент на одном виде памяти (например, заучивание стихов). Старайтесь гармонично развивать подрастающее поколение. Используйте упражнения, вовлекающие в игру двигательные, зрительные, тактильные и слуховые функции детского организма.

7. Умные сказки, развивающая литература. Старые добрые «Репка», «Теремок», «Колобок» помогают крохе логически восстановить, выстроить сюжет правильно. При запоминании последовательности действий героев тренируется слуховая память.

Источник: https://medbooking.com/blog/post/kak-razvity-u-rebenka-pamyaty-prakticheskije-sovety

» Как развить у ребёнка память

Как развивать память у детей?

Память детей необходимо развивать с самого раннего возраста. Таково мнение педагогов и психологов всего мира, особенно сторонников теории и практики раннего развития. Учёными доказано, что мозг малыша развивается до 7 лет.

К этому возрасту дети много узнают много нового, обрабатывают информацию, запоминают. Чем больше ребёнок будет заниматься, тем лучше будут развиваться его способности, в том числе и память. Хорошая память в будущем значительно облегчит его обучение в школе и высшем учебном заведении.

Как организовать эффективную работу по развитию памяти ребёнка – читайте в статье.

Существуют ли способности к запоминанию? Рассматривая данный вопрос, следует обратить внимание на некоторые факторы:

  1. Возраст. Чем старше ребёнок, тем лучше функционирует его память. Эта зависимость связана с тем, что с возрастом у ребёнка совершенствуются способы применения памяти. Не прилагая никаких усилий, малыш легко запоминает информацию. Старшие дети уже действуют как взрослые, применяя ассоциативный метод запоминания или делая определённые заметки (механизм опосредованной памяти).
  2. Знания. Определённый багаж знаний и уровень интеллекта влияют на развитие памяти. Чем больше ребёнок размышляет, анализирует, тем лучше он запоминает. С развитием умственных способностей совершенствуется и память.

«. Известный психолог, профессор Д. Эльконин утверждал, что лучший возраст для развития памяти ребёнка – дошкольный».

Для начала поясним, что дети запоминают несколько иначе, чем взрослые. Когда взрослые приобретают новый опыт, они пытаются связать его с опытом имеющимся: так легче что-то запомнить. Дети не используют этого ассоциативного механизма, у них происходит всё гораздо проще. Для ребёнка образность и эмоциональность играют основную роль процесса запоминания.

Чем интереснее игра и ярче картинки, тем скорей кроха впитает новую информацию. Зная об этой особенности, родителям следует учитывать её при организации эффективного развития памяти своего ребёнка — проводить увлекательные игры и занятия в соответствии с интересами малыша, подбирать яркий дидактический материал.

Малыш не изобретёт сам методы развития памяти, это прямая задача родителей. Нужно заинтересовать, увлечь, доставить удовольствие игрой. Насколько успешно ребёнок будет запоминать, зависит от уровня развития его восприятия и внимания. Немаловажно в этом комплексном процессе и речевое развитие. Память дошкольников развивается интенсивно.

Дошколята задают большое количество вопросов, пытаются ориентироваться в огромных потоках информации. Эти особенности объясняют ту лёгкость, с которой малыши запоминают стихотворения, песни, загадки и считалки, а также всё яркое и заметное. Когда дошкольнику предлагают вспомнить что-либо, то обычно это не составляет для него труда.

В этом возрастном периоде ребёнка необходимо одобрять, хвалить за успехи, а также способствовать развитию памяти посредством всевозможных игр, упражнений и занятий.

Как развивать память у ребенка

Развитие памяти, как и любой другой способности, требует регулярных занятий. Сначала ребёнок не в состоянии будет выполнить всё, что вы от него требуете. Однако, повторяя день за днём упражнения, скоро он станет запоминать гораздо больше новой информации.

Заниматься развитием памяти можно практически везде: на улице во время прогулки, в гостях у друзей и родственников, в кровати перед сном. Основное правило при этом — заниматься с ребёнком с удовольствием, ярко и занимательно. Занятия такого рода должны приносить крохе радость и не быть скучными. Не надо принуждать, надо увлекать.

С чего начать

  1. Рассказывайте, что происходит. С самого раннего возраста ребёнка обсуждайте с ним всё, что происходит: что кушаем, что видим на прогулке, какого цвета предметы, во что играем и прочее. Пройдёт немного времени, и вы заметите, как ребёнок запоминает всё, о чём вы рассказывали.

    Постепенно он включится в общение с вами и расскажет обо всём, что он понял.

  2. Читайте. Чтение (особенно чтение стихов и их заучивание наизусть) весьма способствует активному запоминанию. Чтение книг ребёнку положительно влияет на развитие словесно-смысловой памяти.

    Не бойтесь читать ту же самую сказку многократно, это только пойдёт на пользу. По окончании прочтения задавайте вопросы о прочитанном. Так мы позаботимся и о развитии памяти, и речи, и логики.

    Начинать читать ребёнку рекомендуется с 4-6 месяцев, в 1,5-2 года малыши могут перечислять и даже описывать персонажей, а с 4-5 лет они уже могут пересказывать услышанное.

  3. Рассматривайте изображения. С малых лет показывайте ребёнку красочные иллюстрации, картинки, фотографии, репродукции картин и обсуждайте, что на них изображено.

    Пусть ребёнок детально опишет, что он видит. Такое упражнение развивает память, речь, а также художественное восприятие.

«Совет. Развивая память ребёнка, делайте это гармонично, используя упражнения и игры на все виды памяти, а именно двигательную, слуховую, зрительную и тактильную».

Развиваем зрительную, слуховую, тактильную, двигательную память у детей

Понаблюдайте за детьми, и вы увидите, что одни лучше воспринимают информацию на слух (слуховая память), другие — когда сами читают или рассматривают картинки (зрительная память), третьи — если сами записывают и повторяют информацию (двигательная память), а четвёртые — если что-то вызвало их яркое эмоциональное переживание (эмоциональная память).

«Знаете ли вы, что чаще всего встречается тип детей, у которых развито несколько видов памяти? Именно поэтому и развивать память у детей нужно комплексно».

Зрительная память. Хорошо тренировать её, придя с прогулки. Попросите ребёнка нарисовать, что н видел на улице. Рассмотрите вместе рисунок, обсудите детали.

Задайте интересные вопросы, по типу «На что это может быть похоже?» Используйте этот приём в том случае, если малыш никак не может выучить буквы или цифры. Ищите вместе, на что похожи цифры и буквы.

Так у ребёнка будут возникать ассоциации, которые он будет в дальнейшем соотносить, что будет способствовать запоминанию.

Зрительная память отлично тренируется, если родители предлагают ребёнку поиграть в таких дидактических играх как «Запоминаем картинку», «Находим отличие», «Собираем картинку».

Слуховая память. Этот вид памяти имеет немаловажное значение для хорошего запоминания новых слов, стихов и песенок. Эффективным упражнением для развития слуховой памяти является задание «Слушай и запоминай».

В нём ребёнок прослушивает небольшую сказку, в котором персонаж (белочка, котёнок) идёт на базар и покупает яблоко, лопатку, мяч и шапку. Кроха вспоминает и рассказывает, в каком порядке главный герой покупал предметы.

Самым маленьким игрокам упрощается задание: называются связанные пары предметов (тарелка-чашка, туфли-шнурки). Прочитав цепочку слов, называйте ребёнку первое слово, а второе он должен вспомнить и сказать сам. Развитию слуховой памяти способствует звучание предметов.

Обеспечьте ребёнка игрушечными музыкальными инструментами или продемонстрируйте различные звуки, спросив: «Что звучит?».

Тактильная память. Она выражается в умении запоминать предметы, прикасаясь к ним. Хорошая тактильная память помогает лучше вникнуть ребёнку в школьное обучение. Эффективной игрой в этом направлении является игра «Угадай».

Малышу закрываются глазки, и на руку кладётся предмет, который и должен он угадать. Можно усложнить игру, по очереди положив на руку малыша несколько предметов, а после предложить назвать их в той последовательности, в которой он их получал.

Двигательная память. Развитию двигательной памяти хорошо способствуют занятия физкультурой и танцами. Делая утреннюю зарядку, малыш запоминает последовательность упражнений, а танцуя – выучивает комбинации движений, их целые связки. Делая зарядку весело, например, ассоциируя упражнения с повадками животных, ребёнок лучше их запомнит.

Упражнения, развивающие память

Развивайте память вашего ребёнка систематически, используя полезные упражнения.

  1. «Опиши комнату». Ребёнку предлагается закрыть глаза и описать свою комнату, подробно перечислив все предметы в ней.
  2. «Диктант». Напечатанный текст для диктанта прикрепите в комнате (например, на двери). Попросите школьника списать текст. Чтобы сделать это, он должен будет направляться к двери, пытаться запомнить отрывок и возвращаться за стол, чтобы записать его.
  3. «Узор из спичек». Раскладываем на столе произвольный узор из спичек. Пусть ребёнок внимательно изучит его. Потом закройте малышу глаза, немого измените узор и спросите у ребёнка, что изменилось. Попросите воссоздать первоначальный вид узора.
  4. «Пропущенное слово». И снова диктант. Прочтите его полностью, а потом, диктуя предложения, иногда пропускайте слова. Ребёнок должен записать диктант правильно, без пропусков.
  5. «Рисунок». Покажите ребёнку картинку и попросите нарисовать такую же по памяти.
  6. «Ошибки в тексте». Прочитайте ребёнку одни раз текст. Затем ещё раз, но уже изменяя его и допуская неточности. Предложите ребёнку исправить услышанное во второй раз: пусть перескажет текст безошибочно.
  7. «Слова, цвета». На листе напишите столбик короткие слова, а потом прикройте их листком бумаги. Попросите ребёнка вспомнить эти слова. Тренируйтесь, пока не будет указано всё точно. Также можно тренироваться и с цветами, предлагая запомнить поочерёдность цветов кубиков, сложенных в ровную линию.

Игры для развития памяти

Предлагая ребёнку игры для развития памяти, учитывайте возраст.

С рождения до 1 года:

  • Разговаривайте с крохой с рождения, описывайте ему окружающий мир, знакомьте с песенками и потешками.
  • В новом месте объясняйте малышу названия и назначения новых предметов.
  • С полугодовалым малышом играйте в «прятки» показав игрушку и убрав её за спину, накрыв чем-то.
  • С 6 месяцев рассматривайте красочные детские книжки, называя вслух названия предметов.

В 1-3 года:

  • Малышам этого возраста хорошо удаётся запоминать движения и действия. С такими детками необходимо чаще играть в подвижные игры, давать им возможность потанцевать, заниматься лепкой и рисованием, тактильно изучать свойства предметов.
  • Дети обожают слушать сказки и учить стихи наизусть. Читайте побольше, обсуждайте увиденное во время прогулки, учите новые слова.
  • Игра «Поиск предмета». Склейте вместе несколько спичечных коробок. Поочерёдно кладите какой-то маленький предмет (бусину, пуговку или лоскут) в ту или иную коробку, накрывайте платком всю конструкцию, а затем просите ребёнка отыскать то, что было спрятано.
  • Игра «Что же пропало?» Разместите перед малышом три игрушки: пусть он внимательно посмотрит на них и запомнит. Предложите малышу отвернуться и спрячьте одну игрушку. Пусть ребёнок скажет, чего нет.
  • Игра «Картинки». Продемонстрируйте ребёнку две-три картинки и попросите описать, что на них изображено. Количество картинок со временем нужно увеличивать.

В 3-6 лет:

  • Этот возраст наиболее стремительного развития ребёнка. Дошкольникам отлично удаётся запоминать стихи и песни. Этот период считается оптимальным для изучения иностранного языка.
  • Игра «Связанные слова». Придумайте пары слов, которые имеют связь: тело — рука, рыба — море, огурец-помидор и прочие. Расскажите их ребёнку. В следующий раз называйте только первое слово, а второе предложите назвать малышу.
  • Игра «Идём в магазин». Предложите ребёнку составить перечень продуктов для приобретения в магазине.

В 6-9 лет:

  • Учим скороговорки: они сформируют хорошую дикцию ребёнка и улучшат память.
  • Игра «Фотограф». Пусть ребёнок заглянет в шкаф и «сделает фотографию» (в уме) всех вещей и их расположение на полках. После этого он должен с закрытыми глазами постараться воссоздать подробную картину.
  • Игра «Мешок». Лучше, когда в эту игру играет много человек. Ведущий начинает: «Я кладу в мешок картошку». Другой продолжает: «Я кладу в мешок картошку и яблоки». Третий: «Я кладу в мешок картошку, яблоки и огурцы». То есть, каждый следующий игрок повторяет с самого начала все слова, добавляя своё слово.
  • Игра «Переодевание». Играющие запоминают внешний вид ведущего, после чего он удаляется и изменяет что-то в своём облике: расстёгивает пуговицу, добавляет шарф и т. д. Задача играющих угадать, что поменялось.

Выводы

Вот видите, заниматься с ребёнком, развивая его память, вовсе не сложно. Знайте, что совершенствуя память малыша, мы развиваем и другие его характеристики: улучшаем внимание, воображение, интеллект, мышление, логику, творческое начало.

Источник: https://paidagogos.com/kak-razvit-u-rebyonka-pamyat.html

Как развить память у ребенка: практические советы для эффективного обучения

Как развивать память у детей?

В наши дни каждый родитель стремиться всесторонне развивать ребенка с самого раннего детства. Особое внимание уделяется развитию памяти.

На сегодняшний день существует много упражнений, методов, способов, как развить память у ребенка. Родители спешат обучить своего малыша навыкам запоминания. Считается, что хорошая память – залог успешной учебы в школе.

И тут не обойтись без постоянной тренировки памяти с ранних лет. Как развить память ребенку 6 лет? Когда начинать?

Но что делать, если:

  • Ребенок невнимателен, рассеян, вечно витает в облаках. Ему трудно сосредоточиться на главном;
  • ребенку сложно следовать установленным правилам и инструкциям при выполнении задания; 
  • у малыша нет интереса к выполнению поставленной задачи;
  • кроха совсем не может отвечать прямолинейно на поставленные вопросы. Он задумывается и долго не может дать ответ; 
  • ребенок не может запомнить простых стишков, пересказать небольшой текст, сложить простые цифры в уме? 

Это вызывает беспокойство и тревогу. Почему так бывает? Как увлечь ребенка так, чтобы ему было интересно заниматься? Как организовать эту работу с ребенком максимально эффективно?

Родители озадачены этими вопросами…

Поиск новых современных методов, как развить у ребенка внимание и память, отнимает немало времени и сил. Но порой они не дают нужного результата. Можно с ребенком испробовать все способы. Регулярно заниматься, много читать, писать и учиться считать. Но проблема по улучшению памяти не проходит, как нам родителям кажется.

С чего начать?

Для начала родителям необходимо понять, какой ребенок растет в семье? Какие у него особенности, способности?

Каждый ребенок уникален. Это отдельная личность. Маленький человечек, который рожден со своими особенностями, имеет свои преимущества, определенные сильные стороны. Нужно только правильно подобрать ключик к запуску этих навыков. Развить эти его личные способности в полной мере. Только так малыш сможет чувствовать себя комфортно и уверенно в будущем.

Поэтому:

Лучшая помощь ребенку – это создание необходимых условий для его правильного развития с учетом его природных свойств.

Как определить природные свойства правильно?

Каждый ребенок от рождения имеет определенный набор свойств психики. Это определяет его врожденные таланты, особые умения что-то делать лучше других. Определяющим фактором, как развить память у ребенка 5, 6, 7 или даже 8 лет будет не возраст, а набор векторов – свойств психики.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет, какие свойства заложены в каждом векторе и как они влияют на развитие памяти. Важно определять векторальный набор своего малыша. Тогда вам не придется сравнивать его с другими. Ориентироваться в его личных успехах на других ребятишек.

Плохая память – это не приговор, это всего лишь оценочный критерий относительно других. Но ведь дети все векторально разные. А, следовательно, и память у ребенка будет согласно его, заданным от рождения, свойствам . Разгадать процесс запоминания вашего малыша помогут системные знания.

Системно-векторная психология позволяет легко понять причины разной памяти у детей. Почему одни схватывают информацию буквально на лету, а другим требуется повторить информацию.

Чтобы знать, как развивать память у ребенка правильно, необходимо познакомится с векторами. Научиться определять ребенка по векторам.

Как развивать память у ребенка – особенности векторов

Один из самых обучаемых векторов – аналитический.

Самый прилежный и последовательный ученик – ребенок послушный и медлительный одновременно. Такой малыш слушается, следует правилам, легко и с усердием выполняет поставленные задачи.

С удовольствием учится и при этом обладаем феноменальной памятью. Важные советы для развития памяти тут будут касаться опять же условий.

Именно они помогут крохе развить тот огромный потенциал, который в нем заложен.

Необходимо:

1. Хвалить малыша за проделанную работу. Это лучший стимул к обучению и познанию всего нового.

2. Не торопить! Наберитесь терпения. Следует давать ребенку достаточно времени для того, чтобы он сам мог справиться с заданием. Для него важно сделать все качественно и последовательно.

3. Выслушать необходимо! Старайтесь не перебивать такого ребенка, дайте ему высказаться. Склонность к обидам – его естественная особенность. Поэтому не давайте сами повод для упрямства и затаенной обиды.

Если при этом у малыша есть еще и зрительный вектор – это настоящий будущий эрудит. Он легко будет запоминать большие объемы информации и главное — сам процесс получения новых знаний его увлекает и приносит огромное удовольствие.

Зрительный

Крохе со зрительным вектором выпадает уникальная способность запоминать большие объемы информации своим чувствительным сенсором – глазами. Фотографическая память легко позволяет держать в голове схемы, рисунки, многочисленные лица людей. Глаза работают как фотоаппарат. Посмотрел – сфотографировал!

Такую память можно и нужно тренировать.

Главное, что нужно для развития внимания и памяти у такого малыша:

1. Привить любовь к чтению. Важно читать художественную литературу на сопереживание. Зрительному ребенку необходимо воспитание чувственной сферы жизни.

2. Использовать игры с материалами, где определяющим заданием будет запомнить картинку. Нужно также использовать материалы с яркими картинками. Свойство данного вектора – различать большее количество цветов и различных оттенков, чем другие.

3. Обучение рисованию – верный путь к развитию воображения. Удобное рабочее место станет приятным стимулом к такому времяпрепровождению. Позвольте крохе творить, даже на стенах и обоях!

Звуковой

Тихий и спокойный ребенок на первый взгляд может показаться странным. Его отстранённость и желание побыть одному может вызывать некоторые опасения. Но не стоит бить тревогу.

Ребенок со звуковым вектором наделен абстрактным интеллектом, ему свойственно уходить в себя, в свой внутренний мир. Но в потенциале он один из самых умных и обучаемых.

Ему нужно помочь развивать свои способности правильно и выходить наружу к людям.

Тут важно следующее:

1. Создавать и соблюдать моменты тишины. Звуки имеют важное значение для такого ребенка. Громкие могут нанести ущерб его психике.

2. Музыкальное образование – не только научает его сосредотачиваться на внешнем мире через слуховой сенсор, но это еще и залог его психического здоровья.

3. Тихо и спокойно разговаривать с таким ребенком. Это даст ему возможность слышать вас. Только такая речь выводит его из состояния внутреннего сосредоточения.

Именно такие условия позволят звуковому ребенку правильно развиваться, совершенствовать навыки. В потенциале он легко обучаем и может научиться легко взаимодействовать с другими людьми.

Но для этого с детства он должен иметь возможность уединения и отдыха от других, в тишине и одиночестве. Для размышлений и сосредоточения, для обработки той информации, которую он получил извне.

Только так он сможет двигаться каждый раз дальше, к развитию, а не замыкаться в собственном мире, в себе.

Кожный

Шустрый и юркий малыш не всегда имеет желание следовать правилам. Кожный ребенок отличается своей подвижностью и быстрым переключением с одной деятельности на другую. И так будет продолжаться дальше, пока что-то его действительно не заинтересует.

В силу своих особенностей такому ребенку нелегко осваивать новый материал без переключения на другие активности и интересы. И это важно помнить. Нет способности и природной задачи держать в голове много информации или качественно, как другим выполнять какую-то деятельность.

их особенность – логическое мышление. Могут делать несколько дел одновременно и при этом получать удовольствие.

Как развить внимание и память у такого ребенка – ответ один: развивать лучше то, что задано ему самой природой.

А именно:

1. Использовать в обучении логические игры, увлекать математикой.

2. Использовать соревновательный элемент. Для кожного малыша всегда будет интересно соперничество, его ориентир — быть первым!

3. Спортивные занятия на физическое развитие принесут больше пользы, чем бесполезное заучивание длинных стишков и любая монотонная деятельность.

4. Старайтесь переключать внимание ребенка с одной деятельности на другую. Так у него будет интерес к тому, что он делает.

Школьная программа для такого непоседы будет вполне посильна, если правильно подходить к вопросу обучения. Читаем тут.

Уретральный

Самый настоящий вождь. Уретральный ребенок, для которого нет преград и к которому тянуться все остальные дети как к магниту. Однако поведение такого малыша и его способности запоминать могут настораживать родителей.

Тут важно помнить:

1. Такому ребенку нет необходимости запоминать ненужную для него информацию. Помнить о том, что было вчера или позавчера во всех подробностях и деталях. Все его познания и стремления обращены в будущее. Это для него первичное и естественное.

2. С самого раннего детства он точно знает, чего хочет и почему. Не позволит собой управлять. Нужно перенаправить эту особенность в ваших взаимоотношениях на благо в его правильном развитии, воспитании и сохранить хорошие отношения. Показать ребенку, что он главный и ответственный за семью. Для такого важно нести ответственность за других, вести за собой остальных.

Главный совет для родителей будет – разобраться с полным векторальным набором своего чада. И только потом подбирать методики для развития мышления. Узнать другие нижние вектора. Тогда будут и другие возможности развить память.

Нужно помнить, что уретральный – доминирующий вектор. Тут необходимо сделать правильные выводы и воспитывать такого ребенка соответствующим образом. Использовать его уникальные возможности и способности на общее благо. Как, читаем тут и тут.

Системные знания помогают найти и подобрать необходимые занятия. Можно выбрать развивающие игры, которые помогут вашему малышу в первую очередь совершенствовать свои природные навыки. Вторично эти знания помогут развивать память ребенка более эффективно.

О том, какие игры выбрать для ребенка с конкретным вектором, читайте в статье:
«Игры для детей, развивающие память»

Узнать своего ребенка лучше, понять его особенности от природы и получить знания, как правильно это применить – поможет тренинг «Системно-векторная психология».

Познакомиться с системными знаниями и уже за несколько часов начать отличать психику своего ребенка от других, помогут бесплатные лекции. Регистрация тут

Приходите! Гармоничное развитие и психическое здоровье вашего ребенка – вам гарантировано. Несколько тысяч родителей уже получили свой результат по решению детских проблем.

Источник: http://neobhodimo.com/un/1136-ir-kak-razvit-pamyat-u-rebenka-prakticheskie-sovety-dlya-effektivnogo-obucheniya

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.