Как развить у ребенка самостоятельность?

Как развить самостоятельность ребенка?

Как развить у ребенка самостоятельность?

То, что дети должны, взрослея, становиться самостоятельными, в общем-то, понимают все родители. Так откуда же появляются «безрукие», инфантильные, ленивые и неумелые мужчины и женщины, которых в нашем мире полным-полно?

Какие ошибки воспитания приводят к тому, что ребенок не проявляет самостоятельность – расскажет сайт sympaty.net.

Как относились к детской самостоятельности в прошлом?

Вы наверняка читали классические литературные произведения о детях 18-го, 19-го, начала 20-го веков. Помните «Оливера Твиста», «Хижину дяди Тома» и прочие книжки из школьной программы, в которых дети тяжело работали и занимались домашним хозяйством?

В «Серебряном копытце» Бажова старик взял к себе жить пятилетнюю сиротку Даренку, чтобы она помогала ему с хозяйством, и оставлял ее одну на несколько дней в лесной хижине, уходя зимой на охоту. Некрасов описал мальчишку, «мужичка с ноготок», который вывозил на санях из лесу дрова, которые рубил отец.

Читая все эти произведения, мы можем искренне порадоваться, что детский труд запрещен и «темные времена» миновали, что нашим школьникам не нужно выпасать стадо, нянчить многочисленных сестер и братьев, стирать вручную на реке, и т.д.

Но вы когда-нибудь задумывались, а как это вообще было возможно? Почему дети в прошлом были на такое способны (причем в семьях «темных», неграмотных и не имеющих никакого представления о детской психологии и методах раннего развития крестьян или рабочих), а нынешние дети в аналогичном возрасте еле-еле шнуруют ботинки и не знают, с какой стороны подойти к картошке и газовой плите? А ведь для нынешних малышей делается все – развивающие игры, инновационные педагогические методики…

Причем мы-то считаем развитыми и рано повзрослевшими именно наших «маминых тюльпанчиков» на основании того, что дите умеет обращаться с планшетом и смартфоном и лучше папы проходит десяток компьютерных игр. И это неплохо, но…

Как развить самостоятельность ребенка? Почаще ленитесь!

В общем, главная проблема современных детей – обычная бытовая несамостоятельность.

Ребенок не стремится научиться обеспечивать себя элементарными бытовыми удобствами, потому что многие современные взрослые из лучших побуждений считают, что его еще рано научить варить картошку/мыть пол/штопать носки и т.д.

Потому что он же порежется/обожжется/сожжет кастрюлю/не вымоет дочиста, да и вообще – он еще маленький, пусть у него будет детство…

Рецепт от сайта «Красивая и Успешная», как с раннего возраста научить ребенка самостоятельности в быту: будьте помощником для малыша, но не его слугой!

Конечно, все дети развиваются в индивидуальном темпе, но когда вы видите, что ваше чадо уже достаточно ловко владеет своими пальчиками, то начинайте предлагать ему вместо игр развивающие самостоятельность задания.

Например, дошкольнику можно  поручить почистить мягкие фрукты на варенье, или выдать ему небольшую швабру и ведерко, чтобы он самостоятельно помыл пол в своей комнате и т.д.

Да, возможно он будет это делать поначалу плохо, но потом – лучше и лучше!

Главное, малыш должен понимать, что прислуги у него нет  — взрослые ему помогут, если он объективно не справился, они могут его научить новым навыкам, но не сделают вместо него то, на что он способен.

Чтобы ребенок не думал, что его нарочно нагружают заданиями, можете просто сказать ему, что вы устали и не хотите убираться вместо него.

Не собирайте ему ранец в школу, не гладьте рубашку на завтра (если он умеет гладить), не готовьте каждый раз еду, если знаете, что вашему чаду по силам соорудить себе что-то съестное из имеющихся продуктов.

Этим вы не лишаете ребенка детства и не перегружаете его – с наличием современных гаджетов все действия по бытовому самообслуживанию упрощены до минимума и занимают совсем мало времени, да и физически ничего трудного школьнику делать не придется.

Да, конечно, не всегда ваше чадо будет самостоятельно вспоминать обо всех своих домашних делах и делать их вовремя и хорошо. Но это тоже важный воспитательный момент: самостоятельному человеку должна быть присуща не только исполнительность, но и личная инициатива!

Чтобы какие-то полезные действия ребенок делал не по указке, а по собственной инициативе, он должен прочувствовать, что бывает, если этого не делать. Не собрал ранец вечером – пришлось делать это утром, опоздал в школу и забыл две тетради. Не закинул в стиралку джинсы – пошел в грязных.

И да – родители, не бойтесь, что чадо слишком поверхностно отнесется к последствиям своего выбора в пользу лени! Иногда, конечно же, подростку будет лень варить себе кашу и нарезать салат на ужин, и он будет обходиться чаем с бутером, иногда он будет ходить в мятой одежде, и бардак в его комнате будет убираться не так часто, как этого хотелось бы вам.

Но главное – чтобы он это все умел сделать тогда, когда захочет сам.

Поверьте, он уберется, если к нему в гости согласится прийти симпатичная одноклассница, сделает ужин, если действительно задолбается перекусывать чаем и хлебом, и постирает штаны, когда заметит, что среди модно одетых приятелей он один выглядит по-бомжацки. Дети и подростки – не такие уж принципиальные пофигисты: они прекрасно отличают хороший результат от плохого, далеко не всегда сознательно стремятся сделать плохо, и у них так же, как и у нас, взрослых, должно быть право на лень!

Развития самостоятельности из-под палки не бывает – это  вообще противоречащие друг другу понятия.

Несамостоятельный ребенок: проблема в гендерном воспитании?

Еще одна очень типичная в нашем обществе причина, почему из детишек вырастают мужики-«маменькины сынки» и женщины-«принцессы-белоручки» — это педалируемое с раннего детства  гендерное воспитание. Разделение необходимых умений и навыков на мужские и женские, наглядная демонстрация того, что «не свои» дела делать необязательно – обыденная реальность во многих постсовковых семьях.

Мальчику намекают, что ему не стоит особо рьяно учиться готовить, штопать, стирать и гладить – это ж не мужские занятия.

Теория подкрепляется наглядным примером папы и дедушки, которые действительно ждут от женщин домашние ужины, наглаженные шмотки и сверкающую чистоту в квартире, сами не прилагая никаких усилий к этому.

В такой обстановке, если мальчику и покажут пару раз, как ликвидировать дырку на носке, застирать пятно или пожарить картошки, он вряд ли станет это делать по собственной инициативе – папа-то сам свои носки не штопает и ужины на всю семью не готовит.

Так вырастает еще один «безрукий», который потом начинает требовать от девушек и жен всего того, что в родительской семье делали мама и бабушка.

Девочек иногда воспитывают как принцесс. Им с детства внушают мысль, что много работать и полностью самостоятельно обеспечивать себя (и в бытовом, и в финансовом плане) – это удел неудачниц, которым не достался «настоящий мужчина». Может ли вырасти самостоятельной девочка, которая все детство видит  и слышит, что «папа работает, а мама красивая»?

Что в доме почти все делается руками «настоящего мужчины» (или оплаченной им домработницы), а маме повезло – она может делать что-то только в моменты особого вдохновения, а не в обязательном порядке? В таких семьях зачастую вырастают те самые блондинки из анекдотов – бесхозяйственные, неосведомленные в простых житейских вопросах.

Что делать? Не надо воспитывать «настоящую женщину» или «настоящего мужчину» — воспитывайте хорошего, ответственного, инициативного и разносторонне умелого человека. Чем универсальнее и разнообразнее будет набор знаний и умений, полученных человеком в детстве, тем легче ему будет во взрослой жизни. А гендерная идентичность от этого никак не изменится!

Как развивать самостоятельность у школьников?

Школа и жизнь школьника вне дома – это сфера, в которой самостоятельность развивается лучше всего.

Гораздо самостоятельнее те дети, которые проводят много времени вне круга семьи – расширение круга социальных контактов ребенка обычно напрямую влияет на его умение действовать самостоятельно в разных ситуациях.

Даже самый несамостоятельный ребенок быстро понимает, что внешний мир очень редко приносит желаемое «на блюдечке с голубой каемочкой», что для того, чтобы чувствовать себя комфортно, имеет смысл научиться обеспечивать себе этот комфорт самому.

Например, многие дети в детсаду быстро выучиваются одеваться, обуваться, аккуратно и самостоятельно кушать и т.д. Школьник с разносторонними интересами, посещающий кружки или просто много времени проводящий с друзьями, учится сам правильно распоряжаться своим временем и распределять свои дела, нести ответственность за свои поступки и обещания, и т.д.

Несамостоятельному подростку может быть полезно найти какую-нибудь подработку и почувствовать, что ответственность – это не просто требование родителей и учителей, а реально нужное в жизни качество.

Если ваш школьник совсем несамостоятельный, рискните отправить его в летний лагерь (может даже палаточный, типа скаутского, где делается акцент на навыки выживания в диких условиях). Предложите ему заняться каким-нибудь командным видом спорта (футбол, волейбол и т.п.) – игра в команде очень повышает самостоятельность!

В плане развития самостоятельности и инициативности общество сверстников может дать ребенку намного больше, чем времяпровождение со взрослыми!

—Автор —  Даша Блинова, сайт www.sympaty.net – Красивая и Успешная

Копирование этой статьи запрещено!

Источник: https://www.sympaty.net/20161225/nesamostoyatelnyj-rebenok/

Воспитание самостоятельности у детей. Как развить самостоятельность

Как развить у ребенка самостоятельность?
3344 (40 за неделю) / 07.12.15 10:39

 «Сам!» — отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок.

Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни.

Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи».

Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц — только бы учился! — где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу».

Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий.

«Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? — вздыхают измученные родители на приемах у психологов. — А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности. 

Для начала — небольшой сравнительный тест.

Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» — возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе.

Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи: навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, — резюмирует Елена Станиславовна.

Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента.

Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг».

Христианская культура в воспитании детей

С вопросами, касающимися воспитания детей, люди часто обращаются к священникам, особенно приходским. Чаще и настойчивей всего родители приходят с жало …

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается — и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, — а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой».

Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть».

Помним, что сейчас основной стимул малыша — одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я».

Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему — впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, — инструктирует психолог.

— Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, — уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых.

И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д.

Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он — член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина. 

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников — помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада — весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности.

Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно.

Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

1 Как воспитать в ребенке честность и правдивость?

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а …

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая — это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие. Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное — не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция — когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай.

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат. Подростки стремятся к первому, но избегают второго.

Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения.

Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь.

Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека. «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок — прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку — ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий — а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие. «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», — решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением.

Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно.

Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/kak-razvit-v-rebenke-samostoyatelnost/

Самостоятельность ребёнка

Как развить у ребенка самостоятельность?

Многие родители сегодня сталкиваются с проблемой, когда ребёнок уже во втором или третьем классе и при этом не в состоянии убрать за собой самостоятельно, сделать без помощи взрослых уроки или собрать портфель. Как же приучить ребёнка к самостоятельности?

Причины несамостоятельности

Зачем ребёнку как-то напрягаться, если он привык, что мама или папа, часто и бабушка, готовы всё сделать за него? Воспитание самостоятельности у детей начинается с того, что родителям необходимо осознать: если ваш ребёнок не подготовлен к жизни, в которой он будет сам отвечать за свои поступки, то в будущем он будет иметь большие проблемы, не сможет быть достойным отцом или заботливой матерью. Самостоятельность, как черта характера, очень важна для будущего формирования личности. Для того, чтобы разобраться как привить ребёнку самостоятельность, и как мотивировать ребенка к самодостаточности, необходимо понять причины несамостоятельности:

  • Воспитание — первая причина. Сегодня, родители, начитавшись форумов и насмотревшись передач вовсю заботятся о здоровье ребёнка, развитии и совсем не заботятся о том, чтобы ребёнок стал самостоятельным. Рассмотрим основные НЕ правильные методы воспитания детей, которые приводят к развитию у детей несостоятельности:
  • Гиперопека ребёнка — самый печальный пример. Здесь о самостоятельности у ребёнка не может быть и речи. Все решения и ответственности за них лежат на плечах родителей. Родители постоянно боятся за ребёнка, что же с ним будет, если он вдруг решит сделать то-то и то-то. Таким образом родители, или чаще, мама, контролирует абсолютно всё вокруг ребёнка: физическую составляющую, социальную и психологическую составляющую развития ребёнка. Так что у ребёнка даже нет шансов предпринимать что-либо самостоятельно. Кстати в будущем, это может приводить к тому, что человек уже будучи в возрасте 30-40 лет всё ещё будет бегать за советами по каждой мелочи к родителям. Кроме этого могут возникнуть существенные трудности в общении с противоположным полом.
  • Авторитарное воспитание, при котором ребёнка контролируют, ограничивают и руководят до мелочей. Также крайне недальновидный подход, так как ваше чадо растёт в условиях жёсткой рамки и не в состоянии оценить последствия собственных действий, а значит в будущем он не способен будет что-то делать самостоятельно, банально из-за страха, что без команды сверху и контроля, ничего не получится. При этом у ребёнка развивается противоречивый, запутанный характер, который особенно “вылезает боком” в подростковом возрасте. Попросту говоря, такой подход в воспитании точно не сформирует в ребёнке самостоятельность.
  • Непоследовательное воспитание. При таком воспитании ребёнку приходится очень сложно, так как присутствует вседозволенность, которая тоже не очень благоприятно сказывается на самостоятельности ребёнка. Самостоятельный ребёнок — уверенный в себе ребёнок, а так как воспитание родителей происходит в стиле “кто в лес кто по дрова” и каждый гнёт свою линию, то у ребёнка нет чувства стабильности и защищённости. Как можно говорить про уверенность и самостоятельность? Ребёнок растёт в постоянном состоянии истерик и тревог, а значит и самостоятельным ребёнок не будет, так как попросту не найдёт в себе уверенности поступать ответственно. Получается так, что какой бы поступок ребёнок не совершил — один из родителей похвалит, другой обругает. Обязательно обратите внимание, нет ли в вашей семье таких моделей поведения.
  • Отчуждение от ребёнка. Родители абстрагируются от ребёнка. В приоритете стоит реализация базовых потребностей ребёнка: накормить-одеть. Со стороны родителей заинтересованности ноль. Сегодня Вам плевать на успеваемость ребёнка в школе, а завтра ваш ребёнок не хочет учиться вовсе. Естественно, что такие родители ничего не будут знать об интересах ребёнка. Конечно при таком подходе у ребёнка есть определённая свобода действий и возможно развитие некоторой самостоятельности, но ровно до тех пор пока это не мешает родителям. Как только ребёнок начинает мешать, сразу чтобы быстро устранить помеху на пути, родители начинают наказывать, ругать и даже оскорблять. У таких детей безусловно есть все шансы стать самостоятельными и добиться чего-то в жизни, однако всё это будет делаться с долей агрессии и ненависти к людям. При этом человек будет постоянно ощущать себя не в своей тарелке в социуме. Будет ли такой ребёнок счастлив в будущем?..
  • Попустительство со стороны родителей и вседозволенность для ребёнка, также не способствует развитию самостоятельности у детей. При таком “воспитании” ребёнку дозволено всё, а родители стремятся удовлетворить все желания ненаглядного чада. Конечно в таком случае ребёнку попросту незачем быть самостоятельным, ведь всё за него решают родители. Кроме всего прочего у таких детей развивается эгоизм, ведь родители дают им ясно понять, что весь мир у их ног. Плюс о нормальной коммуникабельности со сверстниками тоже говорить не приходится, так как вся коммуникабельность у таких детей заканчивается словами “дай-подай”.
  • Демократия в семье. Чем это хорошо? Демократичные отношения в семье отожествляются с понятиями взаимоуважения родителей и детей, позитивным мышлением в воспитании и коммуникации. В такой семье самостоятельность ребёнка, безусловно поощряется. Важно уделять ребёнку достаточно внимания, в то же время важно дать понять ребёнку, что все в семье важны и равноправны. Важно чтобы любовь и помощь родителей помогала ребёнку справляться с собственными неудачами. Чтобы ребёнок воспринимал последствия своей самостоятельности и ошибки как необходимый опыт. Такой подход обязательно скажется позитивно на развитии характера ребёнка. Основные необходимые моменты в воспитании самостоятельности у детей:
  1. требовательность к ребёнку
  2. принятие ребёнка и развитие его индивидуальных качеств
  3. воспитание личности ребёнка и воспитание осознания своей ответственности за реализацию идей

Конечно, мы все люди и воспитываем детей не по какой-то строгой модели, у всех бывают эмоциональные моменты или моменты равнодушия. Главное, чтобы такие моменты не преобладали. Впрочем методы воспитания помогают по разному воздействовать на ребёнка и формировать самостоятельность.

Главное помните, что ребёнок сам по себе уже уникален, а значит не нужно давить его характер. Главное, научите ребёнка нести ответственность за свои поступки и слова — так вы воспитаете самостоятельность.

В будущем ваш сын или дочь будут полагаться только на свои силы и не будут ежедневно разочаровываться в жизни.

При этом, кроме всего прочего, уменьшается вероятность что при рождении младшего братика или сестрички ребёнок впадёт в детскую ревность. Ведь будет способен позаботиться и о себе и младшем родственнике

Источник: http://all-mama.com/samostoyatelnost-rebyonka/

Развитие самостоятельности у детей

Как развить у ребенка самостоятельность?

В статье рассказывается о том, как формируется и развиватеся самостоятельность у ребенка. О том чем вредна гиперопека, критика, вседозволенность в воспитании детей.

Ответственность и самостоятельность одна из основных проблем, с которыми сталкиваются родители. Как научить ребенка самому собирать рюкзак в школу и не забывать делать уроки, собирать игрушки и вещи?

Вот основные правила самостоятельности ребенка

  1. самостоятельность часть естественного развития ребенка;
  2. дети намного выносливее, чем кажутся;
  3. мнение взрослых определяет самоощущение ребенка;
  4. вседозволенность вредна.

Как формируется самостоятельность?

Формирование личной ответственности и самостоятельности естественный процесс. Ребенок учится этому, также как учиться сидеть, ходить, или говорить. На определенном этапе развития ребенок научится сам принимать решения, но чтобы это произошло, взрослые не должны мешать.

Гиперопека и родительские страхи, часто приводят к инфантилизму у ребенка и не желанию, что-либо делать самому. Казалось бы, мелочи, позволять ребенку есть самому, несмотря на то, что он все вокруг перепачкает, или одеваться, не думая о том насколько медленно он это делает.

Но эти мелочи основа будущей самостоятельности. А если постоянно делать все за детсадовца, то потом не стоит удивляться, что школьник не в состоянии собрать портфель.

Постепенно позволяя малышу все больше вещей делать самому без помощи – это залог естественного развития самостоятельности.

Большинство считает, что дети слабые и беззащитные существа, которых все время нужно опекать и защищать от всего мира. Но это не так. Попытка оградить ребенка от внешнего мира с постоянными «нельзя» и «это опасно» приводят к формированию тревожности и неуверенности в себе.

Организм ребенка очень хорошо адаптируется и восстанавливается. Поэтому в теплый солнечный день ребенок может пробежаться босиком. Нет ничего страшного в том, что ребенок выпьет стакан холодного молока или залезет на высокую лесенку.

Самостоятельность во многом зависит от понимания возможностей своего тела.

Какие ошибки родителей лишают детей самостоятельности?

Дети познают не только внешний мир, они также познают себя. И это познание своего внутреннего мира напрямую связано с тем, что слышит о себе ребенок от взрослых.

Если на любую попытку сделать, что-то самому или помочь маме, или папе, ребенок слышит «не надо, ты еще мал», то впоследствии это приведет к отсутствию желание делать что-то самому. И тогда ни о какой самостоятельности речи быть не может.

Взрослым нужно постараться контролировать себя и свои слова, обращенные к дочери или сыну, постараться избавиться от: «не лезь, а то упадешь», «ты все делаешь не так».

Бывает и так, что самостоятельность ребенка подсознательно пугает его мать. Мысли о том, что столько душевных сил и времени отданы ребенку, а он станет самостоятельным и перестанет нуждаться в маме.

Чаще от этого страдают женщины, не получающие помощи от родных и близких в заботе о ребенке. И самое сложное, что им нужно сделать – это понять, что роль матери не единственная, которую они могут играть в жизни. А их окружению почаще давать им возможность отдохнуть.

И тогда радость за успехи ребенка не будет смешивать со страхом потери.

О вреде гиперопеки было сказано выше, но и ее полная противоположность вседозволенность будет мешать естественному развитию самостоятельности.

Оказавшись «пупом мира» ребенок не совсем понимает, что же делать, ведь его жизненный опыт совсем мал.

Попытки угодить во всем и всегда и выполнить любой каприз дочери или сына, как не странно, формируют внутреннюю тревожность. Она и мешает развиться самостоятельности.

Еще один важный момент – это помощь. Никогда не нужно лезть к ребенку с помощью, если он о ней не попросил. Понятно, что речь идет о ситуациях, когда нет угрозе жизни.

Дочь или сын увлечено, что-то мастерят, а родителю кажется, что его помощь сделают поделку лучше, и он вмешивается в процесс. Это лишает ребенка уверенности в себе. Даже если, что-то не получается лучше дать шанс попробовать еще раз.

Лишь, когда ситуация тупиковая, стоит предложить помощь, спросив нужна ли она.

Спокойное отношение к ошибкам ребенка, залог его самостоятельности. Ошибки – часть процесса обучения чему-либо, опыт. Лучше объяснить дочери или сыну, что в неудачах нет ни чего страшного, чем критиковать и наказывать.

Ребенок обязательно станет самостоятельным, главное не мешать ему и поддерживать в трудную минуту.

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/osnovnye-pravila-samostoyatelnosti-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.