Как научиться справляться с проблемами?

Содержание

Как справиться с проблемами?

Как научиться справляться с проблемами?

Есть категория людей, которые воспринимают любые препятствия, возникающие на жизненном пути, как проблемы.

Кто-то яростно им сопротивляется, кто-то опускает руки и отпускает все на самотек, а кто-то рад бы их решить, да не знает как.

Как справиться с проблемами и что предпринять в случае их появления, знают многие, умудренные опытом, люди. Говорят, жизнь учит. Предлагаю поделиться на этой странице самыми ценными способами решения проблем.

Мы часто слышим — «Все проблемы — в нашей голове». Отчасти я с этим согласна, бывает, что мы любим из мухи раздуть слона, и носиться со своими проблемами, делая несчастными не только себя, но и окружающих нас людей.

Мы не всегда понимаем, что трудности, которые нам приходится преодолевать, делают нас намного сильнее и увереннее, чем раньше. Если понять и осознать, что проблемы — это задачи, то такой настрой качественно изменит наше отношение к происходящему, и заставит посмотреть на проблемы совсем с другой стороны.

Вы давно математические задачки решали? Освежим нашу память и кое-что вспомним из уроков математики.

7 способов решения проблем

Итак, перед вами несколько способов решения проблем. Начнем с самого главного:

Если что-то пошло не так, и перед нами серьезное препятствие, то превращаем проблему в задачу. Как вы помните, в задаче всегда было неизвестное, а иногда неизвестных бывало несколько. Берем чистый лист бумаги и начинаем анализировать ситуацию. Определяем известные и неизвестные переменные, перечитываем условие задачи, формулируем вопрос и принимаемся за поиск верного решения.

Не паникуйте! Попробуйте успокоиться, сделать глубокий вздох и перестать нервничать.  Эмоциями делу не поможешь — не тот случай. Под влиянием эмоций можно принять не очень удачные решения. Вместо доминирующего в голове вопроса «Что делать», начните думать о том, «Как сделать»!

Примите реальность. Осознайте реальное положение дел и место, которое вы занимаете. Надо понять, что не всегда бывает так, как мы хотим, но твердый дух и правильный настрой могут изменить положение вещей в лучшую сторону.

Не ищите виноватых. Очень часто мы стараемся занять для себя более выгодную позицию и обвиняем всех, кроме себя в том, что происходит. Если поиск виноватых входит в привычку, то вы рискуете уменьшить количество друзей, которые в трудный момент могут придти на помощь.

Рассчитывайте только на свои силы. Иногда мы так надеемся, что нам кто-то поможет, что лишаем себя уверенности в своих силах и возможностях. Лучше всего с самого начала рассчитывать только на себя, а если помощь и придет в лице близких и друзей, то вы почувствуете плечо друга вместо разочарования в людях.

Перестаньте долго думать. Не переанализируйте, иначе время может оказаться упущенным. Старайтесь научиться быстро соображать и принимать решения. Навык сложный, но об этом лучше все-таки знать, чем не знать.

Действуйте! Бездействие порождает дополнительные проблемы, которые накатываются, как снежный ком. Предпринимайте действия, заставьте свой мозг работать с усиленной энергией, ищите помощь, не оставайтесь в одиночестве. Чаще всего, именно то, что мы действуем и делаем последовательные шаги, выводит из тупика и ступора, и открывает нам горизонты.

Примите участие в семидневной игре «Разбуди в себе реактивный мозг»

Проецируйте себя на успешный исход дела. Настраивайтесь на успех заранее. Более того, вам, возможно, придется «подзаряжать» других людей верой и надеждой.

 Без них, как мы знаем, любое предприятие обречено на провал. Погуляйте в лесу, пройдитесь по берегу речки или моря, пообщайтесь с людьми, у которых хорошее, радостное и успешное настроение.

Это обязательно поможет выйти из унылого состояния кажущейся бесперспективности вашего положения.

Я хорошо знаю, что человеческие проблемы бывают различной степени тяжести и последствий. В нашей жизни могут происходить такие потрясения, что любые советы могут оказаться бессильными.

Но большинство наших проблем=задач со средней и малой степенью тяжести, можно было бы успешно решить, следуя простейшим рекомендациям и советам мудрых людей.

Держите себя все время в тонусе, не поддавайтесь панике, мыслите разумно в любых ситуациях — как легко эти слова пишутся на бумаге… Легко сказать, да не легко сделать.

Я знаю еще один эффективный совет и профилактический способ, который может предотвратить многие будущие проблемы.

Давайте становиться грамотными и образованными людьми, давайте учиться читать законы, и станем юридически подкованными гражданами своей страны.

В этом случае, мы будем знать ответы на множество вопросов, и сможем помочь не только себе, но и своим близким, если нам все-таки придется решать сложные жизненные проблемы=задачи.

О том, как справиться с проблемами, можно узнать из этого видеоролика. если ваши проблемы нарастают, как снежный ком, примените к ним этот проверенный временем рецепт!

Копилка эффективных советов

В этой же рубрике:

Я согласен на обработку моих персональных данных в соответствии с Пользовательским соглашением

Источник: https://kopilkasovetov.com/motivatsiya/kak-spravitsya-s-problemami

Как научиться лучше справляться с трудностями?

Как научиться справляться с проблемами?

Первая фраза знаменитой книги Моргана Скотта Пека «Непроторенная дорога» бьет не в бровь, а в глаз: «Жизнь трудна».

Эта мысль противоречит распространенному совету «мыслить позитивно», который подразумевает, что нужно отворачиваться от всего плохого, что происходит в жизни, но исследователи жизнестойкости обнаруживают, что слияние этих противоречивых идей приводит к преобразующему росту.

Жизнь трудна, говорят они, но, если встречать трудности с оптимизмом и верой в себя, мы можем использовать их, чтобы изменить свою жизнь к лучшему.

Жизнестойкость — это способность воспрянуть после неудачи или удара судьбы. Есть разница между впадением в депрессию после года безработицы и сменой тактики, когда поиск работы продолжается. Это способность выдерживать плохие новости, будь то разрыв отношений или смерть друга, не давая чувству беспомощности взять над нами верх.

Для людей, которые переживали длительные периоды травматизации или однократные шокирующие события, например физическое нападение, это отказ определять себя через травму.

Жизнестойкость — это упорство, но оно не слепо, а гибко. Оно возникает из глубин отчаяния, чтобы вернуть нашу жизнь в привычную колею — но, когда это происходит, часто становится ясно, что колея изменилась. Поэтому исследователи описывают жизнестойкость как способность адаптироваться и быть гибким, а также как набор навыков и наклонностей.

Выученная беспомощность

Мы учимся справляться со стрессом с самого рождения, в мелочах, которые помогают понять, что нам под силу с ним совладать. С помощью поддержки со стороны взрослых мы узнаем, что стресс нам подвластен: мы можем подождать пять минут бутылочку молока, например, и оказывается, что это не страшно.

С другой стороны, если младенец кричит от голода, но никто не подходит к нему часами, он прекращает кричать (как взрослые, которые перестали пытаться выключить звук). Если ребенок делает, что может, чтобы получить помощь или изменить положение дел, но не получает ответа, он вскоре перестает пытаться.

Исследователи определили два ключевых фактора, которые с малолетства определяют жизнестойкость у детей и взрослых: качество и сила поддерживающих отношений (люди, которые спешат на плач) и базовые послания о том, как оценивать трудности и отвечать на них.

Если мы чувствуем сильную поддержку и нас учат рассматривать испытания как временные сбои, мы склонны быть «естественно» жизнестойкими, хотя этой способности мы научились. Напротив, если мы выросли, имея мало поддержки и наставничества, и часто чувствовали бессилие, это может аукнуться «выученной беспомощностью» во взрослой жизни.

Выученная жизнестойкость

Хорошая новость такова: выученная беспомощность была «выучена», то есть ей можно переучиться. Мы можем усилить свою жизнестойкость в любой момент жизни. Селигман полагает, что лучший способ сделать это — через «выученный оптимизм».

Он опросил не опустивших рук участников эксперимента, как они рассуждали, и обнаружил, что они думали о трех «П»: постоянстве, повсеместности и персонализации. Столкнувшись с трудностью, они были склонны думать: «Это временно, это разовая ситуация, и я могу с ней как-то справиться».

Те, кто сдался чувству безнадежности, напротив, рассуждали так: «Это будет продолжаться вечно, это испортит все, что я делаю, и я никак не могу этому помешать».

Первый стиль мышления дает нам чувство подконтрольности и власти, а второй исключает всякую свободу воли.

Этот локус контроля считается столь же важным, как и чувство оптимизма, и стоит заметить, что он также опирается на внутреннее решение, а не на внешние факты. Поэтому измениться в нашей власти.

  • Определите неточные и пораженческие убеждения: «Я никогда не найду другую работу».
  • Оцените их точность: «Каковы доказательства, что этого не случится „никогда“?»
  • Замените их на более точные и конструктивные убеждения: «Это действительно трудно, так как экономика на спаде, и на этот раз дело может занять больше времени».

Селигман разработал курс по укреплению жизнестойкости, в котором обучает людей соответствующим когнитивно-поведенческим и направленным на решение проблем навыкам, необходимым, чтобы превратить выученную беспомощность в жизнестойкость.

Ключевая часть программы поощряет учащихся распознавать неточные и пораженческие убеждения («Я никогда не найду другую работу»), оценивать их точность («Каковы доказательства, что это не случится „никогда“?») и заменять их на более точные и конструктивные («Это действительно трудно, ведь экономика на спаде, и на этот раз дело может занять больше времени»).

Другие психологи также предлагают замечать «хорошее», например семью, друзей, вкусную еду, музыку, — чтобы сбалансировать наше представление о том, что происходит вокруг.

Когда мы расширяем сферу хорошего, трудное выглядит менее устрашающим. Юмор снимает напряжение и позволяет творческой «игре» войти в мысли и укрепить нашу решимость. Юмор уменьшает масштабы испытания.

Обе эти стратегии повышают чувство контроля над ситуацией.

Преимущества невзгод

Что жизнестойкость можно выпестовать пониманием, что не сами события вредят нам или сбивают нас с толку, но смысл, который мы придаем этим событиям, осознал психотерапевт Виктор Франкл, выжив в концентрационном лагере. Когда у нас нет возможности изменить ситуацию во внешнем мире, нужно изменить свой внутренний мир: это адаптация жизнестойкости.

Даже если мы теряем все остальное, говорил Франкл, у нас остается выбор и контроль над своей мыслью. Мы можем выбрать, как интерпретировать события: от наиболее очевидного до того, что навязывают нам другие. Мы можем контролировать свой внутренний мир даже в самые трудные времена, определяя смысл происходящих событий.

Психоаналитик Борис Цирюльник бóльшую часть жизни работал с травматизированными людьми — начиная с выживших после геноцида в Руанде и до беспризорников в Бразилии. У него давний личный интерес к травме и жизнестойкости, поскольку он выжил во Второй мировой войне, уйдя в подполье, когда его родителей арестовали и сослали в Аушвиц.

Он говорит, что жизнестойкость выживших после травмы — это парадокс: хотя боль реальна и никогда не прекращается, она часто порождает «сопротивление, а не жалобы».

Есть развилка на дороге, замечает Селигман, когда нам нужно принять экзистенциально значимое решение о своей жизни — сдаться, как те люди, запертые в комнате с шумом, или решить сделать шаг вперед. Всякий раз в экстремальной ситуации перед нами открываются новые двери.

Если мы парализованы депрессией, то не сможем открыть эту дверь и заглянуть в нее, но если мы в силах сказать себе «Я это преодолею», то выйдем через одну из дверей и, возможно, обнаружим нечто великолепное, не исключено, что даже смысл и цель жизни, которые так долго мечтали обрести.

То, что травма способна спровоцировать самоактуализацию, недавно подтвердилось в нескольких сферах исследований.

Психолог Стивен Джозеф поразился, обнаружив, что 43 % выживших с затонувшего парома Herald of Free Enterprise (Великобритания, 1987) описывали свой взгляд на жизнь как «изменившийся к лучшему». Психотерапевт Ирвин Ялом удивляется, сколько людей жалуются: «Как жаль, что мне пришлось ждать, пока мое тело не исказил рак, чтобы понять, как мне жить!»

Исследования подтверждают «посттравматический рост» на материале различных травм и трудностей, включая болезни, горе после смерти значимых близких, сексуальное насилие, террористические атаки и военные сражения.

В экстренных ситуациях наши приоритеты и взгляды на жизнь могут поменяться, дав поразительную ясность и четкость мысли, если мы будем достаточно смелы, чтобы встать на новый путь. Жизнестойкости научаются, но ее также выбирают.

Возможно, как сказал Фрейд, «переходя от ошибки к ошибке, человек открывает всю правду».

Интересно, что дальше? Эту и другие интересные книги можно купить онлайн со скидкой 10 % специально для читателей «Ножа». Просто введите секретное слово knife в поле промокода, оно действует на любые заказы в 2018 году

Источник: https://knife.media/ask-freud/

Как учиться и справляться с негативными мыслями

Как научиться справляться с проблемами?

Если начать активные и регулярные физические тренировки, то в первое время тело будет сопротивляться: ноющая боль в мышцах, усталость, нежелание продолжать. Если выйти на пробежку впервые за годы, то организм чётко сообщит вам: «не нужно так делать». Это — естественная реакция. Эволюционный инструмент защиты от перегрузок и опасностей.

Любые занятия физкультурой или спортом учат людей справляться с этой реакцией и строить свои тренировки в балансе с организмом.

Если начать активные и регулярные ментальные тренировки (например, изучение программирования), то в первое время разум будет сопротивляться. У разума намного больше инструментов сопротивления, чем у мышц: он может рождать мысли о вашем неумении, о бесполезности действий, о том, что «это не моё, и лучше мне заняться чем-то другим», что «у меня не математический склад ума» и так далее.

Эта статья посвящена сопротивлению разума при столкновении с проблемами и преодолению этих проблем. Она состоит из четырех шагов:

  1. Осознание. Заметить, осознать, стать учёным.
  2. Мышление. Понять, от чего зависит успех.
  3. Открытость. Исключить одно из главных условий ступора.
  4. Прогресс. Принять реалии процесса изучения.

Шаг 1: Осознание

В первую очередь необходимо чётко заметить и осознать появляющееся сопротивление разума. Отнеситесь к своему телу и разуму как к научному эксперименту: они подают вам — наблюдателю — какие-то сигналы, они реагируют на действия и окружение.

Постарайтесь замечать или даже записывать условия, при которых возникают подобные мысли. На ментальное состояние влияет куча факторов, в том числе физическое состояние, рабочее окружение, сон, питание, стресс, цели, отношения с людьми и так далее.

Можно завести таблицу и записывать в ней параметр каждого дня: сколько спал, что делал, что ел, сколько читал, как расслаблялся и как в итоге прошёл очередной учебный сеанс.

Будет отлично, если вы сможете выявить параметры удачных и неудачных дней. Возможно, меньше 7 часов сна + встреча с кем-то до обеда практически всегда коррелируют с неудачами в учебе. Или физическая нагрузка и пониженное потребление сладкого коррелирует с удачными учебными сеансами. Возможно, здесь есть не просто корреляция, а причинно-следственная связь.

Проводите эксперименты и будьте учёным.

Шаг 2: Мышление

Кэрол Дуэк, психолог из Стэнфорда, выявила два типа мышления у людей: фиксированное мышление (fixed mindset) и мышление роста (growth mindset).

Под мышлением подразумевается набор установок, идей и концепций, которыми руководствуется разум.

Фиксированное мышление характеризуются такими установками:

  • я такой, какой есть, и люди не меняются
  • успех зависит от таланта
  • люди делятся на чёткие категории: технари, гуманитарии, сильные и слабые, умные и глупые, и т.д.
  • изменений и испытаний нужно избегать
  • усилия обычно бесполезны
  • нужно выбирать путь наименьшего сопротивления
  • критика — это плохо
  • о проблемах и неудачах стоит жаловаться

Мышление роста характеризуется такими установками:

  • я могу измениться если приложу усилия
  • успех зависит от труда
  • категории людей — это в лучшем случае приближенные описания текущего состояния и направления интересов, а не судьба
  • изменения и испытания приветствуются — они позволяют расти
  • усилия двигают вперед
  • сопротивление и трудности — признаки роста
  • критика — полезнейший источник информации
  • жалобы не имеют смысла и отвлекают от реально ценного

Можно заметить рекурсивную ловушку: фиксированное мышление заставляет человека думать, что его судьба — это фиксированное мышление, и измениться не получится.

Исследования типов мышлений приводят к интересному выводу: качество жизни и удовлетворение в большей степени зависят от субъективного отношения, а не от таланта или интеллекта. Иными словами, человек способен развить в себе мышление роста убеждениями и рациональными доказательствами.

Используйте ощущения сопротивления («наверное, это не для меня», «очевидно, что я не технарь…», «не стать мне программистом») как отправную точку в трансформации своего мышления.

Сопротивление, проблемы и неудачи никуда не денутся. У любого успешного специалиста в тысячи раз больше проблем и неудач, чем у бросившего путь новичка. Их отличает в первую очередь отношение к проблемам.

Сопротивление — это хорошо. Это признак роста. Не упустите возможность расти.

Шаг 3: Открытость

Забудьте миф о трудолюбивом гении, который закопался в библиотеке и вышел оттуда специалистом. Лучший способ попасть в перманентный ступор — изолироваться от других учащихся и от учителей.

  1. Задавайте вопросы. Если вы изучаете программирование на Хекслете, то вы получите ответ в любом случае — наши менторы закрывают все вопросы во всех уроках. А сам факт формулирования вопроса зачастую помогает разложить все по полочкам в вашем сознании и приблизить к решению. Абстрактная проблема в голове и сформулированная текстом — разные вещи.
  2. Общайтесь. Можно называть себя экстравертом или интровертом, но общение в разной степени требуется всем, и это особенно важно в обучении. Очень полезно видеть других людей с подобными вашим проблемами, их прогресс и опыт. В Хекслете для этого есть большой дружелюбный чат.
  3. Принимайте и делитесь опытом. Найдите людей в схожих ситуациях и условиях. Кто-то прямо сейчас так же, как вы, пытается изучить программирование или новый язык. Кто-то испытывает похожие трудности. Почитайте, к примеру, блоги Альберта и Йосси об изучении программирования. Подумайте о том, чтобы завести свой блог. (Кстати, в таком случае вы сможете попасть в программу наставничества Хекслета).

Шаг 4: Прогресс

Процесс изучения новой области временами может казаться слишком медленным или даже бесконечным. В эссе «Процесс изучения» я рассказал о полезной аналогии, описывающей процесс изучения новых тем. Советую прочитать его чтобы разобраться с подобными проблемами:

  • С какой книги начать?
  • Вот я вроде понял каждую тему по отдельности, но как они связаны – не понимаю. И зачем это вообще изучал – не пойму.
  • Изучаю-изучаю, но все равно ничего не понятно!

Также советую прочитать статью Кирилла Мокевнина об эффективном чтении профессиональной литературы.

Временное отсутствие видимого прогресса — это нормально, но продолжительное отсутствие прогресса — признак фундаментальных проблем.

Например, если после полугода обучения основам программирования вы все еще не можете написать и запустить простую программу — пора вносить изменения в условия и процесс обучения.

Попытайтесь как можно скорее (не обязательно успешно!) создать собственный проект, приложение, сайт и так далее.

Хорошая стратегия — следить за прогрессом, записывая проблемы и успехи в дневник. Время от времени заглядывайте в прошлое и сравнивайте. Если прошлые проблемы вам кажутся немного смешными или вам даже слегка стыдно — супер. Вы очевидно выросли. Если старые проблемы никуда не ушли, то стоит изменить подход, условия и инструменты обучения.

Как это часто бывает, все подобные темы можно свести к короткому древнегреческому изречению: γνῶθι σεαυτόν — познай себя.

Рахим Давлеткалиев

Литература

Советую эти книги если вам интересна тема:

Источник: https://guides.hexlet.io/learning/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.