Детские рисунки: когда бить тревогу?

О чем говорит детский рисунок

Детские рисунки: когда бить тревогу?

на Bebeshka.info » Разное

2667 (21 за неделю) / 19.12.14 11:13

Ни один из родителей до конца не знает, с какими страхами и волнениями сталкивается его ребенок ежедневно, быть может, даже во сне.

Для того чтобы понять внутренний мир ребенка, так сказать, узнать его изнутри, поможет тщательный анализ его рисунков.

Здесь основное внимание нужно уделять не только тому, что рисует ребенок, но и тому, какими цветами он преимущественно пользуется.

Вы никогда не задумывались, почему дети в дошкольных учреждениях зачастую рисуют одни и те же рисунки по заданию воспитателя, но, тем не менее, получаются они у всех все равно разные. Ту же самую матрешку, машинку или пейзаж все видят и представляют себе по-своему. Каждый малыш воспринимает этот мир созвучно своим ощущениям и эмоциям.

Вообще, существует такой метод в психотерапии, именуемый гештальт-терапией, который направлен на то, чтобы посредством рисунков определить состояние человека, его переживания, а также помочь ему избавиться от различных комплексов и страхов. Но мы не будем заходить так далеко. Научимся просто правильно «трактовать» то, что мы видим и понимать, что с этим делать.

Итак, рассмотрим рисунки вашего малыша более подробно. На стандартных детских рисунках обычно присутствуют дома, деревья, цветы, трава, насекомые, животные и люди.

Если на всех просмотренных вами рисунках вы нигде не обнаружили изображения человека, вам стоит задуматься. Возможно, у вашего малыша имеются некоторые проблемы в общении.

Если основную часть рисунков составляют агрессивные по виду животные или некие рогатые, зубастые, клыкастые существа – ваш ребенок явно напряжен или испытывает некоторую тревогу. Не стоит придавать значения лишь рисункам подобных героев из мультипликационных фильмов. Это говорит только о том, что он рисует то, что недавно видел.

Мальчики 6-7 лет часто рисуют воинов, оружие, динозавров или опасных змей, скорпионов и пауков. Повода для беспокойства здесь не ищите. Таким образом они приучают себя к мысли защитников слабых, готовят себя к роли мужчины в обществе. Это абсолютно соответствует их возрасту и полу.

То же самое можно сказать и про девочек этого возраста. Рисунки с принцессами, королевами, каретами, бантиками и цветочками говорят, что они в полной мере ощущают себя будущими женщинами, роль которых быть красивыми и привлекательными.

Особое внимание нужно обратить на то, чтобы все рисунки были, если можно так сказать, адекватными. Что это означает? Например, нарисован человек, но у него не хватает руки, ноги или голова расположена не в том месте, где должна быть.

Быть может, ваш малыш еще слишком мал и не умеет передавать на бумаге то, что хочет. Но и не стоит исключать наличия некоторых проблем в его развитии.

В любом случае сразу пугаться и паниковать не нужно, присмотритесь к его поведению и только потом делайте выводы.

Раскрасим серые будни

Осенняя погода не располагает к прогулкам: за окном грустный пейзаж, сеет мелкий дождь, из-за отсутствия солнца падает настроение, да ещё ребёнок капр …

Цвета

Существует мнение, что цвета на рисунках передают эмоции. Так это или нет, доподлинно неизвестно никому. Но при анализе рисунков вашего малыша цвета играют не самую последнюю роль. Особое внимание заслуживает чрезмерное закрашивание предметов или явное несоответствие реальным цветам.

Например, зеленое солнце. Такого в природе не существует, но малыш нарисовал его зеленым. Спросите его, почему. Возможно, ответ ребенка на ваш вопрос окажется вполне логичным и обоснованным (солнце глазами жителей страны Гудвина – убедительно, не так ли?).

  • Синий цвет считается цветом спокойствия и уверенности. Если ребенок нарисовал школу такого цвета (а она не синяя, а серая), не переживайте – это признак того, что ему там спокойно и учебный процесс не доставляет ему неприятных эмоций.
  • Желтый цвет – цвет жизнерадостности, активности и положительного настроя.
  • Зеленый цвет – означает стабильность, надежность и комфорт. То есть, если вас нарисовали в зеленой одежде, можно расценивать это едва ли не за комплимент. Значит, ребенку с вами хорошо или же вы все время носите одежду только такого цвета.
  • Серый цвет – неосознанная тревога или смутное беспокойство.
  • Коричневый цвет – сигнализирует о некотором дискомфорте (возможно, физическом) у ребенка, незащищенности и даже попытке загородиться от внешнего мира.
  • Красный цвет во все времена считался цветом любви, крови и агрессии. Если в рисунке очень много предметов, раскрашенных в красный цвет, это означает наличие раздражения на что-то или кого-то. Если один из членов семьи «одет» в красный цвет, значит, у ребенка с этим человеком связан определенный конфликт. По возможности, стоит поговорить с тем, кого нарисовали, и попытаться наладить отношение между ним и ребенком.
  • Розовый цвет передает ощущение нежности, легкости и чувствительности.
  • Черный цвет указывает на тревогу, переживания или подавленное состояние, особенно, если его очень много. Конечно, не стоит бить тревогу на основании нескольких рисунков, выполненных в черном цвете. Это просто напросто мог быть единственный фломастер или карандаш под рукой в тот момент. Не бойтесь задавать вопросы ребенку – ответы на них бывают гораздо лучше и оптимистичнее наших мыслей.

И помните, если предметы на рисунках сильно закрашены, заштрихованы или замазаны, это может говорить о сильных душевных волнениях и переживаниях.

Непосредственно то, на чем акцентировал свое внимание ребенок и должно послужить вам своеобразным звоночком «обрати на это внимание!».

Это может быть боязнь врачей (несколько раз обведенный карандашом шприц), страх потерять близкого родственника (мама болеет, и поэтому она на рисунках выделена более жирной линией) или соседская злая собака.

Размеры и расположение деталей рисунка

Детали рисунка имеют не меньшее значение, чем форма и цвет. Например, если ребенок рисует очень мелко и неразборчиво, это говорит о его неуверенности в себе и застенчивости. Совсем маленький рисунок и едва различимые фигуры на нем дают понять, что малыша что-то тревожит или он чего-то боится.

Интерактивный бэби театр для малышей в Москве

На сегодняшний день развлечений для детишек в столице нашей страны не так уж мало. Но каждый ответственный родитель хочет, чтобы развлечение несло в с …

Самые важные и значимые фигуры всегда больше остальных по размеру. Имейте это в виду, когда рассматривая рисунок с изображенными на нем друзьями вашего ребенка, самым высоким окажется именно тот, который пользуется большей его симпатией и уважением.

  • Отсутствие рук у человека на рисунке свидетельствует о трудностях во взаимоотношениях со сверстниками, нехватке общения.
  • Тоненькие ноги – о неуверенности.
  • Огромная по сравнению с туловищем голова – ребенок обращает особое внимание на умственные способности человека.
  • Большие уши – говорят о восприимчивости к чужому мнению.

Главное в рисунках – это общее восприятие. Постарайтесь прочувствовать свое состояние от увиденного. Страшные лица, выражающие ужас, боль, одиночество или испуг должны насторожить вас. Возможно, у вас появится еще один повод обнять вашего малыша, сказать ему о том, как он вам дорог и постараться собственными усилиями развеять все его страхи и волнения.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/raznoe/o-chem-govorit-detskiy-risunok/

Психология детского рисунка: что означают рисунки

Детские рисунки: когда бить тревогу?

Анализируя детский рисунок, можно легко узнать о внутреннем мире юного художника, его психологию.

Один и тот же сюжет в рисунке каждый ребёнок изобразит по-своему. Малыш выберет линии, краски и формы, созвучные его настроению, ощущению, видению мира. Изначально любой рисунок зарождается в голове и только потом отображает чувства и мысли своего автора на бумаге.

Весьма ярко это можно пронаблюдать на примере детских рисунков. Однако не нужно делать скоропалительных выводов на основании лишь одного рисунка: «Если изобразил всё черным карандашом, значит, у ребёнка глубокая депрессия». Чтобы получить объективную картину психологического состояния малыша, нужно сравнить рисунки, которые сделаны в течение одного месяца.

Предлагаем вместе с нами начать разбираться, что означают детские рисунки. Наши простые советы помогут в этом:

Психология детского рисунка: о чем говорит сюжет рисунков

Родителям следует обратить внимание на сюжет рисунков своего малыша. Чаще всего дети изображают деревья, солнце, небо, людей, животных, дома, цветы и травы.

Огромное количество злых, рогатых, зубастых и опасных животных может указывать на сильное внутреннее напряжение маленького автора.

Отсутствие людей и животных на детских рисунках сигнализирует о проблемах в общении.

Если девочка 5-10 лет часто рисует невест, принцесс, цветочки и бантики – это является нормой и говорит о том, что малышка готовится стать привлекательной барышней.

Если мальчик в возрасте 5-8 лет рисует динозавров, скорпионов, сражения, оружие – это тоже нормально.

Не волнуйтесь — таким образом мальчик подготавливает себя к роли взрослого мужчины, защитника, воина, чтобы в случае серьезной опасности не растеряться и правильно среагировать.

Психология детского рисунка: эмоции передают цвет

При анализе детских рисунков важно обратить внимание не только на доминирующие цвета, но и на цвета, присутствие которых неоправданно либо преувеличено. К примеру, когда рисунок выполнен лишь чёрными контурами, и малыш не хочет его дальше раскрашивать. Или же все предметы нарисованы красным, хотя на самом деле они уж точно не красные.

Красный цвет говорит о внутреннем конфликте, эмоциональном напряжении, раздраженности ребёнка. Например, малыш может выделить красным цветом того, кто является источником его проблем.

Синий — цвет внутреннего спокойствия и уверенности. Школа или детский сад, нарисованные синим цветом – признак прекрасной адаптации к социуму и к учебному процессу.

Желтый – хорошее настроение, активность, позитивный настрой.

Зеленый – передает ощущение принятия, надежности.

Розовый – тонкость восприятия, чувствительность, нежность.

Серый – ожидание опасности, тревожность, подавленность.

Черный – указывает на скрытую депрессию, тяжелые переживания.

Кроме цвета, стоит обратить внимание на то, каким именно образом ребёнок разукрашивает рисунок. Полное замазывание, закрашивание или заштриховывание фигуры сигнализирует о его негативных эмоциях. То, что малыш закрасил, вызывает у него либо страх, либо сильную тревогу. Это может быть фигура стоматолога, вредного сверстника, заболевшего родственника или злой собаки.

Психология детского рисунка: детали имеют значение

Психологи говорят, что важен не только размер самого рисунка, но и размер отдельно взятых деталей. Маленький рисунок с мелкими фигурами и предметами сигнализирует о робости, неуверенность, тревоге юного автора.

Расположение рисунка ниже средней линии листа сигнализирует о заниженной самооценке, выше средней линии листа, наоборот, говорит о завышенной.

Как правило, всё, что является для малыша значимым, он изображает большим. А то, что не очень важно – маленьким. Изображая своих друзей, малыш нарисует самым высоким не самого рослого, а того, кто пользуется у него авторитетом.

Кроме того, нужно обратить внимание и на упущенные детали, если пропущены ноги – это говорит об отсутствии стабильности, руки – указывают на сложности во взаимодействии с внешним миром. Сильно увеличенный размер ушей сигнализирует о том, что для ребёнка крайне важно мнение окружающих, и он демонстрирует, что готов к ним «прислушиваться».

Если на рисунке сильно увеличен размер головы, это значит, что разум ребёнка превалирует над его чувствами.

Важно!

Помните, что при анализе рисунка самым важным является общее впечатление. Какие эмоции выражает юный автор? Удовлетворенность, радость, счастье или одиночество, тоску, страх? Что происходит на душе у Вашего малыша? О чём он пытается сказать своим рисунком?

Сергей Василенков для Женского журнала «Прелесть»

Источник: http://www.prelest.com/deti/razvitie/psihologiya-detskogo-risunka

Психология детского рисунка с примером

Детские рисунки: когда бить тревогу?

Самые маленькие «художники» (до 3-х лет) выводят на листке бумаги, казалось бы, бессмысленные линии и круги.

Чуть позже (к 4-5 годам) появляется замысел рисунка – малыш рисует маму, папу, животных, дом. Как он рисует человека, какие цвета при этом использует – все это может дать психологу достаточную информацию для интерпретации детского рисунка.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Специалист, используя детские психологические тесты по рисункам, может почувствовать настроение малыша, выявить причину страхов, уловить скрытое напряжение и даже серьезные проблемы психического развития.

Получить представление о душевном состоянии крохи могут и родители, не обладающие профессиональными навыками в психологии детского рисунка.

Для этого достаточно попросить ребенка нарисовать семью, предоставив ему карандаши или фломастеры всех возможных цветов.

Интерпретация рисунка по цвету

Взгляните на творение малыша и попробуйте догадаться, о чем говорит детский рисунок по основному цвету. Психология трактует цвета следующим образом.

  • Преобладание в рисунке пастельных оттенков (голубой, розовый, лиловый) говорит о гармонии и свободе личности. «Розовым» малышам важны тактильные ощущения, обнимайте их почаще, целуйте.
  • Преобладание красного свидетельствует об открытости и активности ребенка. Как правило, такой малыш возбудим, непоседлив и часто непослушен. Однако беспокоиться не о чем, ведь это лишь его индивидуальная особенность. Такие дети полны энергии. Повзрослев, они смогут добиться успеха в жизни.
  • Если детский рисунок выполнен в синем цвете, в психологии это признак уравновешенности. Такие дети более спокойны и неторопливы.
  • Зеленый – цвет упрямства и настойчивости. Светло-зеленый говорит о необходимости защиты. Темно-зеленый должен насторожить родителей – ребенку не хватает внимания и любви. Такие дети вырастают замкнутыми, поэтому с самых малых лет в них нужно воспитывать открытость и вселять уверенность в защищенности.
  • Согласно психологии детского рисунка, желтый – цвет мечтательного малыша с живой фантазией и хорошо развитым воображением. Такие малыши любят играть в одиночестве, используя при этом абстрактные игрушки (различные веточки, камешки и пр.).
  • Если дитя нарисовало оранжевое небо, оранжевую маму – это признак возбуждения, которое не имеет выхода. Таких малышей сложно успокоить, поэтому их энергию лучше направлять в помощь родителям по дому. Совсем хорошо, если среди этих дел найдется такое, которое вызовет у ребенка интерес.
  • Превалирование фиолетового – показатель высокой чувствительности. Это творческая натура с богатым внутренним миром. Это ранимые дети, нуждающиеся в ласке и поощрении больше других.

Однозначно вызвать беспокойство должно преобладание темных оттенков на детском рисунке. По этому поводу психология говорит следующее.

  • Коричневый: отрицательные эмоции, проблемы со здоровьем, переживание семейных неурядиц.
  • Серый: бедность, отторжение, замкнутость.
  • Черный: стресс, угроза и даже психологическая травма.
  • Темно-красный (бардовый с оттенками черного): депрессия, тревожное состояние.

Преобладание этих цветов говорит о проблемах, с которыми лучше сразу обратиться к психологу.

Нажим на карандаш

Слабый нажим говорит о робости и пассивности. Если малыш постоянно стирает линии резинкой, это признак неуверенности и тревожности. Сильный нажим – свидетельство эмоциональной напряженности. А если нажим такой силы, что бумага рвется, это говорит о конфликтности и гиперактивности.

Положение и размер рисунка

Изображение в верхней части листа – признак высокой самооценки или мечтательности. Расположение мелкого рисунка в нижней части страницы – эмоциональное неблагополучие, низкая самооценка, депрессия.

Если рисунок получился настолько крупным, что малыш приклеил к нему другой листок, чтобы дорисовать недостающее, это показатель тревожного состояния. Также такие рисунки часто рисуют гиперактивные дети.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист ««Творческий беспорядок» в квартире, как его контролировать!» Скачайте его и вам не будут страшны творческие эксперименты детей!

Интерпретацией рисунка человека в психологии занимаются арт терапевты, психологи, социальные работники. Интерпретируя детский рисунок, важно учитывать возраст малыша. Люди у трехлеток получаются «головоногими», это нормально. Однако о психологии детского рисунка с точки зрения психоэмоционального состояния «художника» все же лучше судить, когда малышу 4, 5 или 6 лет.

Безрадостные лица на рисунке или их отсутствие, угрожающая мимика и жесты – могут свидетельствовать об эмоциональном неблагополучии ребенка. Однако специалисты успокаивают: по одному рисунку судить не стоит. Совсем другое дело, когда все рисунки ребенка, созданные в разные дни и месяцы, имеют схожую тенденцию к мрачности.

Анализируя детский рисунок, стоит обратить внимание на его структуру, сравнив реальный состав семьи с изображенным на бумаге. Например, девочка Оля не нарисовала среди прочих членов семьи свою младшую сестренку. Налицо ревность к младшей сестре, ощущение недостатка внимания. О том же говорит и то, если Оля рисует свою сестру крупнее по размеру, чем себя.

Если малыш не изобразил себя, это признак одиночества и серьезный повод задуматься об отношениях в семье.

Также заметьте, в каком порядке ребенок рисует людей. Персонаж, нарисованный первым — главный для ребенка. Член семьи, изображенный боком или спиной, в напряженных отношениях с автором рисунка или в ссоре с ним.

Во время психологической расшифровки детских рисунков посмотрите, чем заняты изображенные на нем члены семьи. Когда они вместе занимаются каким-то делом, нарисованы близко друг от друга, все это признак семейного благополучия. А вот разрозненность персонажей говорит о разладе в семье.

Детские психологические тесты по рисункам

Специалисты в своей работе часто используют детские психологические тесты по рисункам для детей, в которых просят ребенка нарисовать семью, такую же девочку, такого же мальчика или другие ситуации. По рисунку оценивается психоэмоциональное состояние и личностное развитие крохи. Рассмотрим на примерах.

Психологический анализ детского рисунка с примером.

Рисунок мальчика 6 лет. В тесте прослеживается четкая организованность. Изображены все члены семьи.

Себя малыш нарисовал взрослым, но с короткими руками, что говорит о самокритичности, недостаточной умелости. Ребенок изображен рядом с братом и сестрой. Это свидетельство привязанности к ним.

Яркая мама, нарисованная первой, — главнее папы. Солнце и цветы – признак семейного благополучия и гармонии.

Обратим внимание, что если на рисунке солнце изображено в комнате, ребенку недостает семейного тепла.

А вот второй пример.

Члены семьи прижаты к краю листа. Штриховка, темные тона и плотность изображения говорят о тревожности. Папа нарисован крупнее мамы (крупнее не только комплекция, но и голова). Он – более значимая фигура в семье.

В заключение хотим предостеречь родителей от поспешной интерпретации детских рисунков и тем более постановки диагнозов.

Хотя на первый взгляд в психологии детского рисунка разобраться несложно, существует множество нюансов, о которых знают только специалисты.

Однако, если в творении маленького «живописца» вас что-то насторожило и это продолжает повторяться, не откладывайте визит к психологу.

Какие виды творчества особенно полезны детям-дошкольникам

Источник: https://viline.tv/deti/article/psihologia-detskogo-risunka-testy-i-interpretacia

О чем расскажет детский рисунок?

Детские рисунки: когда бить тревогу?

Соседка пришла полюбоваться новыми обоями в комнате. Кивала головой и приговаривала: «Красота!» Провожая соседку, София не предполагала, какой сюрприз ожидает ее.

А маленькая Леся на всю площадь стены, которую она могла достать ручкой, прямо на новых обоях изобразила яркими фломастерами нечто такое, от чего дух захватывало.

«Мама! Посмотли, какая класота!» Что оставалось делать? Только радоваться вместе с дочерью и сожалеть о том, чего не предусмотрели: ребенку нужны не обои, а площадь для рисования.

Рисовальная польза

Все дети очень любят рисовать. И это вполне объяснимо. Ведь карандаш, фломастер или краски тренируют зрительное восприятие, моторную координацию, речь и мышление. Рисование помогает ребенку упорядочить поток новых сведений о мире, составить четкое представление о том, что его окружает.

Особенно важна связь рисования с мышлением. Малыш познает окружающий мир быстрее, чем накапливает слова и ассоциации. Получается парадоксальная ситуация: все понимает, но сказать не может.

А рисование предоставляет ему возможность в образной форме выразить то, что он знает, видит и переживает несмотря на нехватку слов.

Детский рисунок отличается от рисунка взрослого. Ребенок рисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.

Если взрослый изображает прежде всего те стороны предмета, которые можно увидеть, то в детском рисунке сливаются воедино зрительные образы, тактильные ощущения, эмоции, опыт, полученный в других видах деятельности и от общения со взрослыми.

Так, например, треугольник дети нередко рисуют в виде овала с отходящими от него линиями — так они пытаются изобразить углы. Рисуя предмет, ребенок изображает и те его части, которые не видны в данном ракурсе: в профиле человеческого лица могут быть оба глаза.

Каждому возрасту, каждому этапу развития малыша соответствует определенная стадия развития рисунка. Детский рисунок — своеобразный инструмент диагностики психического развития маленького человечка.

Каляки-маляки

Когда ребенок впервые берет в руку карандаш, результат его деятельности даже нельзя назвать рисованием. Малыш еще не знает, что можно делать с карандашом и бумагой, вот и использует их не по назначению — тянет в рот, рвет, мнет.

Первые «рисунки» возникают случайно: просто ребенок карандашом провел по бумаге — и остался след. Очень важен и механизм подражания: наблюдая за действиями взрослых, ребенок пытается их копировать.

Поэтому мало просто дать ему карандаш и бумагу, нужно показать, что должно получиться, попробовать вместе с ним что-нибудь нарисовать, поводить по листу его рукой, в которой зажат карандаш.

Самая ранняя стадия развития детского рисунка — лишенные смысла каракули. Ребенок еще не умеет и не пытается изображать что-либо определенное. Главное для него — след, который остается на бумаге.

Этот след он оставляет сам, и это, по сути, едва ли не первое его творчество. Он чувствует себя причастным к появлению некоего продукта, пусть даже это беспорядочные линии на бумаге.

Вот почему дети так любят разрисовывать стены, обои, книги.

К трем годам из массы бессмысленных штрихов случайно получаются иногда очертания, которые напоминают ребенку реальные предметы. Теперь малыш стремится выразить на бумаге какой-то образ, предмет, но без помощи «художника» взрослый не может определить смысл нарисованного.

Кошка — длинная линия, пересеченная множеством коротких, дом — несколько «квадратов», расположенных рядом друг с другом. Здесь еще нет правильной формы предмета: отдельные его части дорисовываются по мере того как ребенок вспоминает о них.

Иногда они даже не примыкают друг к другу: глаза и нос могут находиться вне овала, который изображает лицо. Если ребенок замечает разорванность отдельных частей рисунка, он обводит их общим кругом.

Стремление объединить в целое разрозненные части рисунка означает, что ребенок закончил стадию бесформенных изображений. На четвертом-пятом году жизни начинается новый этап развития.

От схемы — к рисунку

На рисунках четырех-, пятилетних детей образы запечатлены словно по шаблону. Психологи называют эти рисунки схематичными изображениями.

Постепенно схемы становятся сложнее. Например, человек вначале изображается в виде головоногого существа. Затем появляются туловище и руки. Если малыш рисует шею, то, как правило, она получается слишком длинной. Кстати, черты лица ребенок начинает рисовать очень рано. Уже у «головоногов» есть глаза, рот и намек на нос.

Уши и брови появляются позже. Однако невидимые элементы, например зубы, если рот закрыт, дети рисуют довольно часто. Одежда вначале изображается в виде пуговиц и лишь к концу дошкольного возраста — более детально. Иногда в портретах дорисовываются некоторые атрибуты: папа — с сигаретой, мама — с бантиком и яркими губами.

К 6–8 годам дети постепенно отказываются от схем и пытаются рисовать как можно более правдоподобно. Так, у человека ноги уже имеют некоторый изгиб, руки держат какой-нибудь предмет, на голове уже есть волосы, шея значительно короче, хорошо прорисована одежда.

Да и темы рисунков становятся разнообразнее: это пейзажи, внутреннее убранство домов, городские улицы. Но неизменными остаются контурность, непропорциональность и прозрачность изображений (последняя особенно ярко проявляется в рисунках домов).

Фасадной стены в них может совсем не быть, и одновременно можно видеть и наружные очертания здания (крышу с трубой, боковые стены), и то, что находится внутри (мебель, людей, которые пьют чай).

Постепенно изображения предметов теряют свою «детскость», в них появляются объем, светотени, перспектива. Переход к правильным рисункам не имеет четких возрастных границ, он зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его способности к рисованию и соответствующего обучения. При наличии всех этих условий дети могут правильно изображать предметы уже в дошкольном возрасте.

Рисуночная диагностика

Психологи утверждают, что в детских рисунках отражается и уровень интеллектуального развития, и отношение ребенка ко всему, что его окружает.

рисунка может вмещать и информацию, которую малыш часто не может выразить словами, — что его тревожит, чего он боится. Главными методами для диагностики остаются автопортрет и рисунок семьи — в 5–6 лет ребенок уже с удовольствием изображает всех близких.

Если вы хотите использовать рисунок, чтобы узнать, что радует или волнует ребенка, скажите ему только тему рисунка: «Нарисуй себя» или «Нарисуй нашу семью, всех, с кем ты живешь». Но не помогайте малышу и не подсказывайте, иначе получится не индивидуальное, а коллективное творчество.

В автопортретах ребенок обычно отражает положительное отношение к своей персоне: он опрятен, одет в красивую одежду, находится в желаемом месте и в желаемых обстоятельствах. Это значит, что малыш доверяет внешнему миру и чувствует себя нужным.

А вот если маленький художник рисует себя в неприятных ситуациях, насторожитесь: значит, с ним что-то не так. Иногда он отказывается рисовать себя, но рисует другого ребенка. Это — сигнал о неуверенности. С таким малышом нужно поработать психологу.

Если же малыш совсем не хочет рисовать, говорит, что не умеет, — видимо, ему в свое время не давали возможности рисовать, может быть, у него не было такой потребности. Пусть нарисует себя как умеет.

По величине его фигуры на листке и по ее расположению можно сделать некоторые выводы: если фигурка крошечная, то ребенок не верит в собственные силы и считает себя никому не нужным; если она расположена ниже середины листка — значит, у малыша к тому же занижена самооценка. Большая фигура посредине листка и выше свидетельствует о внутреннем комфорте и благополучии.

Много поводов для размышлений даст рисунок семьи. Лучше, если этот «психологический эксперимент» организуете не вы. Если нет возможности пригласить психолога — попросите подругу, родственницу, которая живет отдельно, или воспитательницу в детском садике.

Уже в 5–6 лет дети хорошо ощущают внутрисемейные отношения и отражают их в своих рисунках. Тех, кого ребенок любит больше, он рисует первыми и более тщательно, стремясь даже добиться максимального сходства, и всячески украшает портрет.

А вот некоторых членов семьи он «забывает», их на рисунке нет, и если его спросить: «А где бабушка?» — можно услышать: «В этом домике на кухне».

Значит, этот член семьи либо не принимает активного участия в жизни малыша, либо относится к нему слишком строго, даже враждебно — одним словом, с ним у ребенка не связано никаких положительных эмоций.

В изображении семьи могут также присутствовать родственники, которые не живут с ним в одном доме, и даже те, которых в реальности не существует, — например, братик или сестричка, о которых ребенок мечтает. Такие рисунки — ценный материал для диагностики внутрисемейных отношений и условий воспитания.

О чем расскажут… уши

Начнем с того, как ребенок нарисовал голову. Если она большая — это говорит о хорошем интеллектуальном развитии малыша, он как бы подчеркивает, какое значение имеет мышление.

Если голова очень маленькая, задумайтесь: не слишком ли часто вы говорите ему: «Ты ничего не понимаешь, ты еще не знаешь, как надо!» А вот нечеткие контуры означают, что ребенок застенчивый, робкий.

Если нечетко прорисована голова кого-то из родственников, возможно, ребенок боится или стесняется его.

Нечетко прорисованные черты лица тоже говорят о застенчивости, а вот если лицо нарисовано схематично, словно маска — ребенок либо очень скрытен, не доверяет окружающим (если так нарисовал себя), либо чуждается человека, которого изобразил в «маске».

Если малыш сильно заштриховывает волосы — значит, его беспокоит что-то, связанное с познанием окружающего мира. Может быть, вы не слишком охотно отвечаете на его вечные «почему»? Большой, ярко закрашенный рот — это орган нападения, источник угрозы.

Если малыш нарисовал так рот кому-то из членов семьи — он его попросту боится. Ротик-точка говорит о неумении выражать свои чувства и проблемах в общении. Если рот нарисован слишком большой, как у клоуна — это вынужденная, «натянутая» улыбка, за которой скрывается тревога.

А вот если кроха четко нарисовал зубы — это выражение примитивной агрессии.

Если у нарисованного человека нет глаз или они спрятаны под темными очками — это говорит о стремлении оградиться от мира, о враждебности.

Дети редко рисуют уши, и это понятно: мало кто из них способен прислушиваться к критике. Если уши все-таки присутствуют, значит, будьте осторожны, делая критические замечания: малыш очень остро их воспринимает.

Шея — символ связи между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом), координационный признак. Если она есть на рисунке, то ребенок способен управлять своими чувствами. Отсутствие ее говорит о слабом самоконтроле, ребенок часто уступает своим желаниям, импульсам.

Посмотрите, как он нарисовал туловище. Угловатое, квадратное означает подчеркнутую мужественность, слишком крупное говорит о неудовлетворенных, остро осознаваемых потребностях, а слишком маленькое — об униженности, малоценности.

О многом расскажут и руки. Они означают способность что-то делать, приспосабливаться к окружению, главным образом в межличностных отношениях. Длинные руки — это стремление к действию, даже некоторая амбициозность. Чем значительнее, сильнее персонаж, тем крупнее у него руки.

Слишком мускулистые руки означают, что ребенок хочет быть физически сильным и ловким, а также хочет избавиться от каких-то трудностей в общении. Напряженные, прижатые к телу говорят о неповоротливости, неловкости, за которые, возможно, его часто ругают. Если руки спрятаны за спиной или в карманах — ребенка гложет чувство вины, тревога.

А неясно очерченные руки говорят о недостаточной уверенности в себе.

Внимательно посмотрите на пальцы. Чем их больше, тем сильнее персонаж, в понимании ребенка. Если ладоней вообще нет — это говорит о грубости, черствости, даже агрессии нарисованного человека.

Если пальцев меньше, чем нужно — налицо внутренняя слабость, зависимость, неспособность действовать, несамостоятельность, бессилие.

А вот пальцы, сжатые в кулак, — яркое свидетельство бунтарства, протеста.

Ноги на рисунке означают опору и свободу передвижения. Самые «правильные» ноги — у главного персонажа. Длинные ноги говорят о потребности в независимости, стремлении к ней. Короткие — о физической или психологической дисгармонии. Если малыш начинает рисовать ноги со ступней — он застенчив и робок. На это же указывает и отсутствие ступней или ног.

Если в изображении нарушены пропорции между правой и левой сторонами тела — значит, у малыша проблемы с внутренним равновесием. Возможно, дома, среди близких, он чувствует себя хорошо, а вот в садике или с чужими людьми нет взаимопонимания. Если персонаж нарисован в профиль, это говорит о его отрешенности, замкнутости.

На рисунке могут присутствовать и другие символы. Солнце — символ защиты и тепла, а предметы, помещенные между ребенком и солнцем, — то, что мешает ему ощущать себя защищенным, ощущать тепло близких. Тучи означают тревогу, опасение, депрессию.

Если на рисунке много мелких предметов — ребенок сдерживает эмоции. Скорее всего, от него требуют соблюдения слишком много правил и условностей. А разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка означают сферу конфликта.

Присмотритесь — и вы поймете, что тревожит вашего малыша, узнаете о нем что-то новое для себя и сумеете ему помочь.

Интерпретируйте рисунок, но не забывайте: уметь читать по рисунку — непростое дело, здесь нужен определенный опыт, а в рисунке своего ребенка можно за деталями не увидеть главного.

Рисунок-терапевт

Рисование — замечательное средство для преодоления многих трудностей.

  • Когда ребенок взволнован, дайте ему порисовать. В некоторых случаях очень помогают «пальцевая живопись» и «кляксография», рисование под музыку, пластилином по бумаге. Причины, из-за которых он волнуется, выплеснутся на бумагу, к тому же рисование замечательно развивает фантазию.
  • С помощью рисунка можно определить страхи малыша — дайте ему задание «Нарисуй свой страх». После того как рисунок закончен, торжественно разрежьте его на мелкие части и выбросьте. Так же может сделать и сам ребенок, чтобы победить свою злость, леность или другие негативные качества.
  • Во время чтения психологических сказок детям предлагают нарисовать персонажей: связывая себя с героем сказки, преодолевая вместе с ним препятствия, ребенок «сливается» с ним воедино и понимает, что одержать верх над страхами и трудностями в реальной жизни возможно.
  • Дайте крохе для рисования не стандартный лист из альбома или тетрадки, а большой ватманский (желательно, чтоб их было несколько, прикрепите в каждой комнате на стене), купите мелки, краски, карандаши и фломастеры — и пусть малыш развивает фантазию, пусть учится расслабляться и получать удовольствие от творчества!

Источник: https://rebenok.info/statya/o-chem-rasskazhet-detskiy-risunok

Что означает рисунок ребенка?

Детские рисунки: когда бить тревогу?

Рубрика: Рисуют дети

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был доволен и счастлив. Но всегда ли можно понять, какие истинные чувства испытывает малыш?

Введение
Местоположение на листе и размер фигур
Композиция
Цветовая гамма
Вопросы по рисунку
Список рекомендуемых вопросов

Введение

Дети не всегда могут рассказать, что чувствуют, почему беспокоятся. Причины этого могут быть разными: страх наказания, боязнь быть не понятым, неумение выразить чувства словами и др. Психологический комфорт ребенка очень важен. Поэтому родители должны быть в курсе того, что с ним происходит, о чем он мечтает. Получить ответы на эти вопросы можно, посмотрев на его рисунки.

Считается, что это практически 100% методика, так как здесь проявляется бессознательное, которое нельзя скрыть, замаскировать.

Предложите нарисовать картины, например: «Семья», «Что я люблю», «Самое страшное — это…», «Мои друзья». Не подсказывайте и не объясняйте, что должно быть нарисовано, а что нет.

Ребенок обязательно будет спрашивать, что нарисовать и как. Оптимальными для чистоты такого теста будут ответы: «Рисуй, как считаешь нужным», «Ты можешь нарисовать все, что тебе хочется». После того как рисунок будет закончен, нужно попросить рассказать о нем.

Цвета, которые использует ребенок, расположение фигур на листе, их размер, степень нажима на карандаш, штриховка, исправления и пояснение к рисунку будут важны для понимания его внутреннего состояния.

Местоположение на листе и размер фигур

Идеальными будут средние фигурки, расположенные примерно в центре альбомного листа. Особое внимание заслуживают слишком большие или слишком маленькие фигуры.

Маленькие могут говорить о низкой самооценке, неуверенности в себе, зажатости. Скорее всего, ребенок одинок и испытывает постоянную тревогу.

Крупные картинки, заполняющие весь лист, свидетельствуют о скрытой агрессии, завышенной самооценке. Агрессию и тревожность родители замечают и по поведению дома, в саду или школе.

Сложнее, если у послушного, спокойного ребенка на рисунке появляются клыкасто-рогатые монстры. Вероятно, это чудовище, увиденное в мультфильме или книге и поразившее его воображение. Нужно аккуратно поинтересоваться, кто это, где живет, есть ли семья и друзья.

К тому же в виде монстров дети часто изображают свои страхи, и узнать это можно, только обсудив рисунок.

Или, наоборот, это может быть изображение человека, которого ребенок очень не любит. В таком случае рекомендуется разобраться в причинах этой нелюбви. Возможно, этот человек ругает, наказывает или даже применяет физическую силу.

Особого внимания со стороны родителей требует ситуация, когда на рисунке вроде бы все нормально: цвета, размеры, яркость, а ребенок выглядит встревоженным или грустным, часто обижается, плачет. В этом случае речь идет об уходе в мир фантазии, ребенок «прячется» в своих рисунках, а в жизни у него есть ситуация, с которой он не может самостоятельно справиться.

Композиция

Правый верхний угол листа — будущее, левый нижний — область прошлого. Что там нарисовано? Если вверху почти ничего нет, большая часть рисунка расположена внизу, то ребенок зафиксирован на прошлом и боится будущего, не уверен в себе и излишне эмоционален.

Обратная ситуация (фигурки сверху) обозначает, что в прошлом произошла какая-то ситуация, которую очень хочется забыть. Это говорит о желании как можно быстрее «убежать» в будущее.

Важны фигуры, которые ребенок расположил в областях прошлого и будущего.

Спросите, как они себя чувствуют, чего хотят. Это и его будет отношение к своему прошлому и будущему.

Цветовая гамма

Некоторые дети рисуют только любимым цветом или выбирают 2–3 карандаша. В раннем возрасте из-за этого не стоит беспокоиться. Не должно пугать и преобладание яркой, многоцветной палитры. Это эксперимент с цветом, совершенно нормальный для детского возраста.

Позднее (приблизительно к 5 годам) дети начнут выбирать цвета, отражающие их состояние, переживания и эмоции. Важным будет не только выбор цвета, но и их сочетания.

Преобладающий синий — тревога, а сочетание синий и зеленой — спокойствие, умиротворенность.

Красный обозначает лидерство, а сочетание черного и красного цветов говорит об агрессии.

Коричневый — близость к корням, роду.

Желтый — цвет любознательных, оптимистичных детей.

Рисунок, выполненный простым карандашом, означает нехватку положительных эмоций, ярких красок в повседневной жизни.

Все цвета несут в себе отражение опыта, полученного ребенком и определенную символическую нагрузку.

Например, насторожить родителей должна травка красного цвета или синие стволы деревьев. Конечно, если это не сказочная картина или изображение фантастической страны.

Вопросы по рисунку

Рисовать ребенок должен самостоятельно, без подсказок и напоминаний, советов. После окончания работы необходимо побеседовать, выяснить возникшие вопросы. Но вначале ребенок должен САМ рассказать, что изобразил. Задавать прямые вопросы, особенно содержащие намеки, категорически запрещено.

В разговоре надо следить, чтобы интонация была доброжелательной. Важно показать, что вам действительно интересно содержание рисунка. Насмешки, отрицательное оценивание также не допускаются. Ребенок замкнется, расстроится или разозлится. Следовательно, пояснений по рисунку не будет, и многое останется непонятным.

Родитель может только направлять рассказ ребенка в нужное ему русло: «Расскажи о рисунке», «Как он называется?»

Список рекомендуемых вопросов

  • Как чувствуют себя герои?
  • Какие отношения между ними? (если их несколько).

  • Есть ли у героев рисунка семья, друзья?
  • Что они рассказали бы, если бы могли говорить?
  • Почему герой так поступил?

Надо помнить, что процесс рисования должен быть свободным.

Ни в коем случае нельзя заставлять, если ребенок не соглашается. И родители должны быть подготовлены, настроены на тестирование заранее.

Можно почитать литературу и без раздражения и суеты выполнять рекомендации, иначе результат получится очень приблизительный, по нему нельзя будет определить истинное состояние ребенка, его страхи и т. п.

Прошу тебя, проголосуй!

Загрузка…

Источник: https://risunci.com/risuyut-deti/chto-oznachaet-risunok-rebenka/

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.